Межпредметные связи как дидактическое условие формирования математических понятий.
8. Применение понятия к решению задач, составленных на материале смежных предметов.
Каждый из этих этапов может согласовываться с реализацией межпредметных связей не только относительно общих понятий, но и при введении частных понятий отдельных учебных предметов.
На основе всего вышесказанного приведём пример формирования понятий на межпредметной основе в курсах геометрии и черчения в 7 - 11 классах и для этого составим список основных понятий, используемых при изучении данных предметов и выделим общие. (Таблица 2).
На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что в процессе реализации межпредметных связей курсов черчения и геометрии, формирование понятий можно осуществлять на должном уровне, этому способствует большое количество общих основных понятий курсов данных предметов.
Определённое место в реализации межпредметных связей в процессе формирования математических понятий занимают задачи, составленные на материалах смежных предметов. Применение таких задач целесообразнее всего в процессе объяснения и закрепления формируемых понятий.
Система задач межпредметного содержания освобождает учащихся от формального усвоения и применения знаний, позволяет раскрыть ряд понятий в более доступной форме, создать им наглядный образ.
При этом следует различать четыре группы задач, составленных на материале смежных предметов.
1. Задачи и упражнения, где в качестве исходных взяты факты, изученные ранее на уроках смежных предметов.
2. Задачи и упражнения, в содержании которых используются факты, которые изучаются на уроках смежных предметов параллельно с изучением курса математики.
3. Задачи и упражнения составленные на материале, который будет изучаться на уроках смежных предметов.
4. Задачи и упражнения, в которых есть факты, не входящие в обязательный программный материал смежных предметов, но с которым учащиеся встречаются на факультативных занятиях.
Обмен информацией в процессе формирования понятий в условиях осуществления межпредметных связей ведёт к переконструированию знаний в сознании учащихся, что создаёт предпосылку для их синтезирования и закладывает основу для восприятия целостной картины материального мира.
Формирование понятий на более широкой межпредметной основе будет содействовать тому, чтобы в сознании ученика был не "застывший" элемент знаний, а динамичная, качественно изменяющаяся и развивающаяся система знаний. А теперь остановимся конкретней на задачах, используемых при реализации межпредметных связей в курсах геометрии и черчения.