Особенности различных групп умственно отсталых, обусловленные конкретной клинической формой.
Педагогическое руководство процессом формирования их характера должно быть прежде всего направлено на включение в жизнь и деятельность коллектива, на организацию правильных взаимоотношений с другими детьми. Особое внимание следует обращать на стимуляцию познавательной деятельности, разумное сочетание труда и отдыха. Важно уметь вовремя предъявлять требования в период активизации ребенка и тактично воздерживаться от них во время резкой заторможенности и прекращения деятельности. Таким детям следует как можно чаще давать возможность увидеть результаты своих положительных усилий. Надо постоянно внушать им веру в свои силы.
Олигофрены с нарушением слуха и слухоречевой системы
. При этой форме олигофрении на фоне общего недоразвития отмечаются отчетливые частные дефекты. Иногда у таких детей больше всего страдает зрение и способность ориентироваться в пространстве, в других случаях особенно явственно выступают нарушения слуха и речевых процессов.
Характерная особенность этих детей — сочетание диффузного поражения мозга с более грубыми частными нарушениями зрительных или слуховых отделах коры головного мозга.
У детей-олигофренов с нарушением слуха и речи плохая артикуляция. Слова произносятся ими искаженно. Они с трудов пишут даже отдельные слова.
Под организующим влиянием педагогов и воспитателей эти дети приспосабливаются к школьной жизни, охотно выполняют отдельные поручения, проявляют интерес к школьным занятиям, тщательно выполняют доступные им задания.
На ранних этапах развития этих детей надо проводить специальные занятия по коррекции моторики; одновременно следует вести логопедические занятия. В процессе школьного обучения и воспитания следует всячески стимулировать развитие речи этих детей.
Олигофрены с грубым недоразвитием личности
. У рассматриваемой группы детей имеет место глубокое недоразвитие мозга, преимущественно выражающееся в недоразвитии лобных долей. У детей недоразвита моторика. Все их движения плохо автоматизируются.
Характерно, что у умственно отсталых олигофренов этой группы на фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает грубое недоразвитие личности. Резко изменены системы их потребностей и мотивов.
От остальных детей-олигофренов они отличаются выраженным своеобразием поведения. У детей этой группы очень резко нарушены способность к целенаправленной деятельности и регулирующая функция речи.
Их поведение отличается значительным своеобразием. Одни из них вялы, пассивны и полностью подчиняемы. Эти дети легко подчиняют свое поведение установленным правилам, но оказываются не в состоянии осознать эти правила. Другие дети этой группы очень возбуждены. Им чужды чувство страха, стеснение, смущение. Нет у них и подлинного отношения к ситуации и окружающим. Коррекционно-воспитательцая работа направлена прежде всего на организацию моторики в процессе специальных занятий и предметной деятельности. Наряду с этим у этих детей необходимо воспитывать отношение и интерес к окружающему. Значительные усилия должны быть направлены на развитие регулирующей функции речи. Вначале такая регуляция осуществляется на основе восприятия речи учителя.
Наиболее трудная часть коррекнионно-воспитательной работы — организация поведения таких детей. Вначале педагог должен словесно оценивать воспринимаемые ребенком впечатления и вырабатывать тот или иной способ действия. Выработанный способ действия осуществляется под контролем взрослого.
Такие дети нуждаются в неоднократном разъяснении одних и тех же правил поведения, систематическом закреплении элементарных навыков Увеличение педагогические требований должно носить последовательный и постепенный характер.
Рассмотрим теперь группу учащихся вспомогательных школ, которые перенесли поражение головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте.
Дети с умственной отсталостью после позднего травматического поражения мозга
. Для детей, перенесших травмы мозга (сотрясения, ушибы и т. д.), характерна повышенная утомляемость при умственной нагрузке. Эта утомляемость приводит к неустойчивости внимания и забывчивости. В результате дети оказываются не в состоянии справиться с некоторыми из заданий, которые им даются во вспомогательной школе. Предчувствие трудностей в предстоящей работе нередко рождает желание от нее отказаться. Дополнительный отдых может способствовать повышению их успеваемости. Дополнительные занятия иногда порождают обратные результаты
Повышенная утомляемость приводит к тому, что поведение этих детей оказывается не всегда правильным. В состоянии усталости дети могут дать аффективную вспышку в ответ на замечание со стороны учителя.
Неуклонная требовательность и справедливая строгость со стороны учителя способствуют тому, что дети приучаются собой владеть. Если учитель не проявляет необходимой требовательности в вопросах поведения, у ребенка могут сформироваться такие черты, как грубость, лживость, эгоцентризм, трусость, слабоволие.