Особенности различных групп умственно отсталых, обусловленные конкретной клинической формой.
Таким образом, тактика учителя при воспитании ребенка, перенесшего травму головного мозга, должна складываться из бережного, щадящего отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной строгости в вопросах поведения.
Дети с умственной отсталостью после перенесенного энцефалита.
Существует несколько типов последствий этого заболевания.
Некоторые из перенесших энцефалит детей становятся слишком подвижными, расторможенными. Они необдуманно действуют и говорят. Такие дети в высшей степени внушаемы и легко попадают под различные дурные влияния. Учатся они обычно плохо.
В условиях строгого и продуманного режима дети ведут себя правильно. Все время этих детей должно быть заполнено трудом, играми и спортом. Они не должны находиться в состоянии безделья. Воспитателям необходимо неуклонно следить за тем, чтобы дети не попали в сферу дурных влияний В противном случае мальчики могут оказаться втянутыми в дурные компании, а у девочек могут возникнуть преждевременные сексуальные интересы.
Другой группе детей, перенесших энцефалит, свойственны малая подвижность, скованность. Их психике присуща инертность. На вид они производят впечатление тупых, хотя фактически таковыми не являются Инертность психики выражается в настойчивости и целенаправленности действий. С другой стороны, эта инертность проявляется в известной косности, назойливости по отношению к другим детям. При удачно подобранной специальности выпускники школы могут хорошо работать, так как обладают нужным усердием, чувством долга и ответственностью за порученное дело.
Рассмотрим теперь группу учащихся вспомогательных школ, страдающих текущими заболеваниями головного мозга.
Умственно отсталые дети с ревматическим поражением нервной системы.
Ревматическое поражение нервной системы — это длительное процессуальное заболевание. Такие дети отличаются крайне неустойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. Вместе с тем они чрезмерно суетливы, подвижны и ранимы. По отношению к этим детям надо проявлять щадящий режим. Это касается их учебной и трудовой нагрузки и поведения. Проявляемые детьми суетливость и беспокойство легче успокоить лаской или невозмутимым спокойствием. Замечания и наказания часто приводят к результатам, противоположным тем, которых хотел добиться воспитатель.
Умственно отсталые дети с текущим эпилептическим процессом.
Детям-эпилептикам присущи плохая память, забывчивость, неаккуратность в быту и труде. В процессе обучения и воспитания происходит компенсация этих дефектов. Иногда ребенок становится педантично аккуратен, точен, бережлив. Замедленность и туго подвижность мышления приводит к тому, что ребенок пытается решать все новые задачи старым способом. Та же инертность обнаруживается и в эмоциально-волевой сфере. Наметив что-либо сделать, ребенок-эпилептик стремится реализовать это намерение даже в том случае, если изменившиеся условия лишают эти действия какого-либо смысла. Дети-эпилептики очень долго помнят нанесенные им обиды. Присущая им грубость и раздражительность иногда довольно искусно маскируются чрезмерной вежливостью, доходящей до слащавости и угодливости. Следует иметь в виду, что такая вежливость в отношении воспитателей может сочетаться с очень, плохим отношением к младшим детям. Учителя и воспитатели могут и должны контролировать поведение детей-эпилептиков и направлять в нужное русло их отношения с другими детьми.
В условиях вспомогательной школы дети-эпилептики нуждаются в строго индивидуальном подходе.
В работе с такими детьми педагогу следует опираться на положительные стороны их личности, в частности на присущие им трудолюбие и аккуратность, компенсировать их недостатки (чрезмерная инертность, раздражительность) и предупреждать возможные проявления плохого поведения.
Правильный индивидуальный подход в сочетании с необходимым лечением создает благоприятные условия для развития этих детей и приспособления их к полезной трудовой деятельности. (Белкин А.С., стр. 10-14)