Теории обучения в высшей школе
Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность. Значительный интерес представляет мотивация для организации процесса обучения и направления мыслительной деятельности студентов.
Существенный интерес представляет выяснение того, какие мотивы направляют познавательную деятельность студентов, что они имеют в своей основе. Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных причин, вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения.
Современная нейрофизиология и психология считают весьма существенным, что человек всегда действует по установке,
возникающей в результате внешнего воздействия, которая и настраивает его на получение ожидаемого результата. Установка в обучении является условием организации и направления мыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения. Когда существует четкая установка, опирающаяся на цели и мотивы обучения, то мыслительная деятельность оказывается сосредоточенной, а энергия этой деятельности – сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом случае оказывается более эффективным.
Восприятие и понимание.
Значительное место психология уделяет такому важному для обучения психологическому качеству, каким является восприятие. Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в сознании человека предметов и явлений.
Весьма существенным для процесса обучения является и то обстоятельство, что в состав восприятия входит речевая деятельность, определяющая содержание восприятия. Физиология высшей нервной деятельности рассматривает восприятие как аналитикою - синтетическую деятельность коры головного мозга, характерную тем, что она вызывается совокупным воздействием свойств предметов и явлений на органы чувств человека. Поэтому восприятие представляет собой не просто ряд ощущений, а целостный образ предмета как модель той или иной совокупности признаков объекта восприятия
Психологически каждое восприятие рассматривается как синтез входящих в него ощущений и представлений со своей определенной структурой и выделением роли и места каждого компонента в этом целом.
Процессы восприятия находятся в тесной связи с представлениями, которые психология рассматривает как воспроизведенные образы восприятия. В отличие от восприятия представления возникают на основе памяти, без непосредственного участия органов чувств. В учебном процессе представления обычно возникают под влиянием направленной мыслительной деятельности, речи и условного языка науки.
Внимание.
Психология указывает пути раскрытия важнейшего для обучения свойства мышления – внимания. Внимание является начальной ступенью понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация внимания и наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если преподавателю удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что он добился половины успеха.