Значение научно-популярной литературы о природе в развитии личности младшего школьника
Организация чтения учащимися научно-популярной и научно-художественной литературы тесно связана с процессом обучения, является его органическим продолжением и занимает видное место в развитии личности ребенка. Основоположник дидактики Я.А. Коменский советовал человеку, стремящемуся «к учености» ценить книги выше золота, так как они несут свет мудрости, являются связующим звеном между поколениями людей, поднимают общество из дикости и невежества. « .светом был бы озарен любой народ во всей своей массе, если бы он в достаточной мере был обеспечен хорошими книгами» (21, с.129).
Коменский призывал читать книги, «полные вещей, а не слов». Думается, что в этом последнем высказывании Я.А. Коменский имел в виду познавательные книги, книги, несущие читателю определенную информацию, каковыми и являются по современной терминологии научно-популярные книги.
Разбирая вопрос о значении чтения детьми научно-художественной и научно-популярной литературы о природе, мы и исходили из этих целей.
Прежде всего, чтение учащимися научно-популярной и научно-художественной литературы расширяет фонд их научных знаний, что положительно сказывается на развитии таких качеств личности как эрудиция, а вместе с ней и научное мировоззрение. Этот тип литературы, как уже отмечалось выше, является связующим звеном между школьным учебным предметом и наукой. Значит, работа ученика с этой литературой постепенно вводит его в мир науки, знакомит с методами научных исследований. Но накопление в голове читателя научных сведений еще не свидетель его образованности. Важно, чтобы в процессе чтения развивались умения мыслить и распоряжаться приобретенными знаниями, развивались душевные силы человека и т.д.
Очевидно, что в неразрывном единстве с расширением и углублением знаний совершенствуются познавательные способности детей. В самом деле, чтение научно-популярной книги требует от ученика более сложной продуктивной познавательной деятельности. Научный стиль изложения изменяет процесс усвоения информации: знания становятся результатом сложных мыслительных действий, размышлений, переосмысления ранее приобретенных знаний. В научно-популярных книгах учащиеся часто сталкиваются с новыми мало известными им проблемами, знакомятся с разнообразными методами их решения.
Словом работа с научно-популярной книгой неразрывно связана с мышлением ребенка.
Читая такие книги, ребенок следит за ходом мысли автора, рассуждает вместе с ним, усваивает его способы исследовать проблему, доказывать и объяснять ее. Поэтому ученик, читающий научно-популярную литературу, отличается более высоким уровнем мышления. Последнее характеризуется тем, что в данном виде деятельности выступает как продуктивный, исследовательский процесс, способный приводить к новым знаниям, к новым потребностям в этих знаниях. При чтении научно-популярной литературы приобретенные учащимися новые знания возбуждают пытливость, интерес к дальнейшему чтению, а значит, выступают как инструмент (метод) для получения новых знаний. Учащиеся приходят к самостоятельным выводам, что важно для выработки мировоззренческих убеждений. Таким образом, работа с научно-популярной литературой отличается большой вариативностью способов умственных действий, а это, в свою очередь, является двигателем не просто мышления, а мышления творческого.
Первоначальным стимулом того, что ребенок берет читать научно-художественную и научно-популярную книгу является его любопытство и любознательность. В дальнейшем по мере удовлетворения любопытства и любознательности идет становление, развитие и укрепление познавательного интереса, который постепенно дифференцируется в интерес к определенной отрасли научных знаний. Наличие же интереса является важнейшей качественной характеристикой личности и, одновременно, серьезным стимулом к самообразованию. Следовательно, работа с научно-художественной и научно-популярной литературой формирует потребности и навыки самообразовательной деятельности, что, разумеется, трудно переоценить.
Велико значение научно-художественной и научно-популярной литературы в духовном развитии ребенка.
Признается, что более широкое воспитательное воздействие на читателя имеет научно-художественная литература. Но и научно-популярные произведения играют в этом немалую роль.
Научно-художественная и научно-популярная литература содействуют формированию гражданско-патриотических мотивов отношения к природе, что, естественно, в комплексе с эмоциональным восприятием природы, пониманием, ее красоты формирует в человеке любовь к Родине, проявляется в личной культуре поведения человека в природе. Последнее является важнейшей качественной характеристикой экологически образованной личности. Видное место в патриотическом воспитании читателя занимают книги о географических открытиях и географах-путешественниках. В них не только захватывающая информация о том или ином географическом открытии, что уже само по себе ценно для развития личности. В них описание трудностей походов, стремление преодолевать эти трудности ради идеи, ради возвеличения своей Родины. Географы-путешественники - люди, как правило, с высокими гражданскими, нравственными позициями, люди, красивые своей духовностью, что вызывает непременное стремление к подражанию. Географические открытия российских путешественников - В.И. Беринга, А. Никитина, Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского, И.Д. Черского и др. - по достоинству представляют гордость и славу России. Аналогично воздействие на читателя оказывают книги об ученых. Россия по праву гордится именами ученых-естественников К.А. Тимирязева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, А.Е. Ферсмана и многих других.