Значение научно-популярной литературы о природе в развитии личности младшего школьника
Особую гордость за родной край вызывает у учащихся краеведческая литература. С помощью такой литературы читатель осознает свой нравственный долг перед той природой, которая его окружает, осознает ее значимость, непременный стимул для гордости за свою малую Родину.
В процессе работы с научно-художественной и научно-популярной книгой у учащихся совершенствуется культура чтения. Культура чтения - это процесс творческий. Он связан с навыком правильного чтения. Качественные характеристики которого С.И. Поварнин сформулировал следующим образом:
«1. Сосредотачиваться на том, что читаешь.
2. «Выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи.
3. «Охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает ясности и отчетливости своих мыслей.
4. Мыслить последовательно и осторожно - целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни.
5. Воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, - дар, о важности которого многие не подозревают» ( ).
Из перечисленных характеристик отчетливо прослеживается, что культура чтения проявляется в разнообразных способах мыслительной деятельности, а, следовательно, еще раз доказывается роль чтения, в том числе и чтения научно-художественной и научно-популярной литературы о природе, в развитии творческого мышления детей.
Культура чтения предусматривает формирование гностических, конструктивных, коммуникативных умений. Гностические умения включают в себя способность выделить главное, существенное, характерное и отбрасывать мелочи. Конструктивные умения - это краткие знания прочитанного в целом, выписки отдельных высказываний, метких выражений. Коммуникативные умения - это умение формулировать вопросы к прочитанному, строить логически законченные сообщения, высказывать свое отношение к прочитанному, применять полученную информацию, творческие приемы автора в различных ситуациях общения (бытовых, на уроках при изучении соответствующего материала, в научных дискуссиях и т.п.).
Нельзя пройти мимо и такого важного значения научно-художественной и научно-популярной литературы о природе, как развитие речи, ее специфики, богатства, четкости, выразительности.
А.И. Калугин в своем исследовании отмечает еще одно положительное влияние научно-популярной литературы на учащихся. Прочитанная книга вызывает у некоторых из них стремление заняться практическим делом.
Чтение научно-художественной и научно-популярной литературы развивает в детях такие качества как целеустремленность, настойчивость, силу воли, личную ответственность за судьбу природы. Это последнее качество непосредственно связано с формированием экологической культуры.
Таким образом, использование научно-художественной и научно-популярной литературы в учебном процессе является важным средством реализации развивающего обучения.