Формы организации обучения произношению.
По утверждению Н. Д. Шматко и Т. В. Пелымской, формирование устной речи глухих и слабослышащих дошкольников как средство общения и развития мышления возможно при наличии в учреждении слухоречевой среды. Для этого создаются условия для слухозрительного и слухового восприятия речи в течение всего дня, а не только на занятиях [11, стр. 71], которые, по мнению Н. И. Беловой, являются основной формой обучения в специальных детских садах и проводятся в утренние и вечерние часы по предложенному в программе расписанию [6, стр. 46].
Важным условием создания слухо-речевой среды, как утверждают Н. Д. Шматко и Т. В. Пелымская, является устное общение с детьми всех сотрудников детского сада, при необходимости подкрепленного табличкой или дактилированием.
Особое значение придается работе по автоматизации и коррекции произносительных навыков при проведении фронтальных занятий педагога и воспитателей по всем разделам программы, таких как развитие речи, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, игре и др. Работа на этих занятиях заключается в первую очередь в контроле за произношением детей. На фронтальных занятиях произносительные ошибки ребенка исправляются лишь в том случае, если он может произнести правильно, но сбился на дефектную артикуляцию. Если произносительный навык находится на стадии становления, то его необходимо закреплять на индивидуальных занятиях; на фронтальных занятиях его пока не исправляют.
Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения проводится также и на специальных занятиях – фронтальных и индивидуальных.
Основной задачей фронтальных занятий
по развитию слухового восприятия и обучению произношению является формирование навыка восприятия на слух и воспроизведения темпо-ритмической стороны устной речи. На этих занятиях детей учат: определять на слух долготу, громкость, темп, высоту, ритм неречевых и речевых звучаний и воспроизводить их; дополняют представление детей о звуках окружающего мира; добиваются автоматизации и дифференциации произносительных навыков прежде всего на материале слов и фраз.
Эти занятия являются коллективной формой работы, и их содержание должно быть доступно всем детям. Здесь не проводится работа по вызыванию звуков, а также первичной коррекции дефектов голоса и звуков. Основной задачей работы над произношением на фронтальных занятиях является закрепление произносительных навыков, сформированных главным образом на индивидуальных занятиях, а также работа над такими сторонами произношения, которые хорошо усваиваются по подражанию на слуховой и слухозрительной основе: темп, слитность, словесное ударение. Содержанием этих занятий является работа над словом и фразой, звуками и их сочетаниями. На фронтальных занятиях закрепляются те звуки, которые в речи детей произносятся то правильно, то дефектно. Работа над дифференциацией звуков проводится в том случае, когда в речи всех детей имеется правильная артикуляция обеих противопоставляемых фонем ( п
и б, м
и п, ш
и с
и т. д.) [6, стр. 72].
Основной задачей индивидуальных занятий
является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи. На индивидуальных занятиях формируются первичные навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слов. Прежде всего обращается внимание на такие стороны произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения. Занимаясь с каждым ребенком отдельно, педагог добивается первичного умения произнести тот или иной звук, закрепляет произносительные навыки, которые могут быть утрачены. Кроме того, на этих занятиях закрепляются в речи незапланированные звуки, появляющиеся у ребенка спонтанно.