Формы организации обучения произношению.
К специальным формам работы над устной речью относятся и ежедневные речевые зарядки,
задачами которых являются: вызывание звуков с помощью фонетической ритмики; достижение автоматизации и дифференциации звуков на материале слогов, слов, фраз при широком использовании речевой ритмики; формирования с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых в речи детей, звуковой состав которых еще недоступен им в полном объеме (например, привет, спасибо, можно, помоги –
подчеркнуты звуки, которые дети могут еще не произносить). Речевая зарядка, также как и специальные фронтальные занятия, являются коллективной формой работы.
Вызывание звуков, как правило, начинается на речевых зарядках, а затем параллельно ведется на индивидуальных занятиях. Вызывание сложных по артикуляции звуков ( л, с, ш, р
), наоборот, начинается обычно на индивидуальных занятиях, а затем, при появлении звука или приближении к его правильной артикуляции (например, беззвучная артикуляция, губное ш,
фрикативное глухое р
), продолжается на речевых зарядках. Если же вызвать приближенную артикуляцию звука не удается или на его месте у кого-либо из детей появляется грубый дефект (горловое р, д
или т
на месте л
), то работа с этими звуками ведется только индивидуально и не выносится на речевые зарядки. Вызванные звуки закрепляются в слогах, словах, словосочетаниях, фразах как на речевых зарядках, так и на индивидуальных и специальных фронтальных занятиях.
Формирование навыка устного общения требует обучения детей произношению слов и фраз, наиболее употребляемых в речи ребенка. Но долгое время этот речевой материал оказывается недоступен не только для точного, но даже и для приближенного воспроизведения его детьми. Поэтому перед педагогом стоит специальная задача – обучить детей воспроизведению этого материала на доступном им уровне. Давая правильный образец звучания слова, фразы, педагог побуждает к проговариванию, поощряя каждую попытку произнести слово, фразу; при этом широко используется речевая ритмика [6, стр. 73-74].
Таким образом, мы рассмотрели организационные формы обучения, на которых решается задача формирования у детей внятной, членораздельной и естественной речи, и выяснили, что основной формой обучения в специальных детских садах являются занятия – фронтальные и индивидуальные.
Однако, для максимальной эффективности обучения, а также для того, чтобы наиболее точно раскрыть задачи нашего исследования, необходимо знать требования, которые предъявляет программа детям старшего дошкольного возраста. К рассмотрению данного аспекта мы сейчас и перейдем.