Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.

произношения речевого материала с ударением.

Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением /31/. Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %).

Порядок

произношения

Соблюдение ударения

I Самостоятель-ное произноше-ние

II Произноше-

ние по подража-нию

III Произноше-

ние при чтении табличек

Правильное ударение

Неправильное ударение

Равноударенное произношение

26

9

65

31

9

60

24

9

67

Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (64%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 27%.

Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении слов по подражанию, однако, разница в показателях в I и во II случаях невелика. Больше всего ошибок допущено при чтении. Все это свидетельствует о несформированности у детей умения произносить слова с выраженным ударением. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.

Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей. Так, слабослышащие дети со II степенью тугоухости допускают ошибок, связанных с ударением, на 56% меньше, чем дети с III – IV степенью тугоухости.

Тем не менее, можно сказать, что в практике детских садов у детей недостаточно сформированы навыки произношения слов с ударением.

Учитывая необходимость формирования у детей с нарушенным слухом устной речи как средства общения, мы считаем одним из важнейших показателей качества устной речи – самостоятельное произношение. Речь испытуемых была проверена по этому параметру.

Нами было установлено преобладание произношения по подражанию. Лишь 50% детей могли произнести речевой материал самостоятельно. Навык чтения был сформирован у 90% детей.

Данное положение можно объяснить индивидуальными особенностями детей, объемом остаточного слуха, а также отсутствием целевой установки в работе педагогов на формирование самостоятельности произношения. Широкое использование таких методических приемов как СОП и СП развивают у детей произношение по подражанию, а не самостоятельное произношение. Также нами было замечено, что даже в старшем дошкольном возрасте, если ребенок затрудняется назвать предмет словом, он не молчит и не использует фразу “Я забыл”, а сразу использует звукоподражание. Из этого можно сделать вывод, что именно на материале звукоподражания у детей с нарушенным слухом формировались навыки произношения.

Подводя итог анализу овладения детьми с нарушенным слухом слого-ритмической структуры речи можно сделать следующие выводы:

1. Программные требования по формированию слого-ритмической структуры речи не выполняются в полном объеме. В произношении детей преобладает послоговое равноударенное произнесение слов.

2. На овладение слого-ритмической структуры речи в педагогическом процессе отрицательное влияние оказывают следующие факторы:

Перейти на страницу: 1 2 3