Усвоение слогоритмической структуры устной речи детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.
произношения речевого материала с ударением.
Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением /31/. Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %).
Порядок произношения Соблюдение ударения |
I Самостоятель-ное произноше-ние |
II Произноше- ние по подража-нию |
III Произноше- ние при чтении табличек |
Правильное ударение Неправильное ударение Равноударенное произношение |
26 9 65 |
31 9 60 |
24 9 67 |
Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (64%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 27%.
Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении слов по подражанию, однако, разница в показателях в I и во II случаях невелика. Больше всего ошибок допущено при чтении. Все это свидетельствует о несформированности у детей умения произносить слова с выраженным ударением. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.
Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей. Так, слабослышащие дети со II степенью тугоухости допускают ошибок, связанных с ударением, на 56% меньше, чем дети с III – IV степенью тугоухости.
Тем не менее, можно сказать, что в практике детских садов у детей недостаточно сформированы навыки произношения слов с ударением.
Учитывая необходимость формирования у детей с нарушенным слухом устной речи как средства общения, мы считаем одним из важнейших показателей качества устной речи – самостоятельное произношение. Речь испытуемых была проверена по этому параметру.
Нами было установлено преобладание произношения по подражанию. Лишь 50% детей могли произнести речевой материал самостоятельно. Навык чтения был сформирован у 90% детей.
Данное положение можно объяснить индивидуальными особенностями детей, объемом остаточного слуха, а также отсутствием целевой установки в работе педагогов на формирование самостоятельности произношения. Широкое использование таких методических приемов как СОП и СП развивают у детей произношение по подражанию, а не самостоятельное произношение. Также нами было замечено, что даже в старшем дошкольном возрасте, если ребенок затрудняется назвать предмет словом, он не молчит и не использует фразу “Я забыл”, а сразу использует звукоподражание. Из этого можно сделать вывод, что именно на материале звукоподражания у детей с нарушенным слухом формировались навыки произношения.
Подводя итог анализу овладения детьми с нарушенным слухом слого-ритмической структуры речи можно сделать следующие выводы:
1. Программные требования по формированию слого-ритмической структуры речи не выполняются в полном объеме. В произношении детей преобладает послоговое равноударенное произнесение слов.
2. На овладение слого-ритмической структуры речи в педагогическом процессе отрицательное влияние оказывают следующие факторы: