Педагогическое исследовнаие.

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Задачей

констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинениями-описаниями на уроках развития речи при использовании художественного творчества детей. книга Городок в табакерке с красивыми картинками на основе советского диафильма

На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» классе 24 школы-гимназии Василеостровского района.

Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений

:

- умение строить описание (последовательно и связно описывать);

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

- умение использовать прилагательные в описательном тексте.

Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе»1.

Конспект урока.

Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».

Цель

: ознакомление с особенностями описательного текста.

Ход урока.

1. Наблюдение над особенностями описательного текста.

На доске:

Моя любимая игрушка - заяц.

На день рождения мне подарили зайчика.

Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.

Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

- О чём вы узнали из этого текста?

- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

- Как называется такой текст? (Описание).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор первого- ученица 2 класса.

«На восьмое марта мне подарили леопарда.

Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий.

Он очень мне нравится.»

-Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»1 :

«Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.»

- Какова же роль описаний в тексте?

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении?(Какая игрушка?)

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

4. Обсуждение структуры текста.

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).

- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…).

-Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что .», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка» .).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

Анализ результатов.

Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

·«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);

·«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

·«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

Результаты констатирующего эксперимента.

Умения

\

Уровни развития умений

Умение строить описание

Умение раскры-

вать тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

Умение использовать прилагательные в описательном тексте

Высокий  

59%  

53%

53%

42%

Средний  

35%

35%

29%

23%

Низкий  

6%

12%

18%

35%

Перейти на страницу: 1 2