Педагогическое исследовнаие.
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 3-4 слова. Минимальное количество прилагательных в сочинении -1, максимальное - 8.
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить описание (последовательно и связно описывать) 59% класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 53%, а использовать прилагательные в описательном тексте - 42%.
У 23% - 35% учащихся данные умения сформированы частично, а у 6% - 35% - они практически не сформированы. Хуже всего у детей развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения - у 35% класса.
Таким образом данные умения сформированы на высоком уровне только в половине случаев. По многим работам видно, что эти умения сформированы частично или плохо.
Примеры детских сочинений:
1. Булин Николь.
« Моя любимая игрушка - мама-зайчиха.
Мне подарили зайчиху на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был красный, жёлтый, багровый. Был и фартук. Он был похож на радугу. Сарафан, фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про бант. Он красивый. Я полюбила её.»
Из сочинения видно, что Ника не вполне грамотно строит описание игрушки. Её мысли перескакивают с одной детали на другую, и связного текста не получается. Материал был отобран правильно, но ученица сконцентрировала своё внимание только на описании одежды зайчихи. В тексте были использованы 4 прилагательных. Девочка попыталась раскрыть основную мысль в последнем предложений, но оно практически не связано с предыдущими: «Я полюбила её», - не понятно, кого девочка полюбила.
2. Кузьминов Денис.
« Моя любимая игрушка - человек-паук.
Мне купили человека-паука.
Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги. Выпускает паутину длиной в 4 метра.
Мы с братом играем в наших пауков.
В руках он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него фонарик, лодка (с мотором), подводное снаряжение, подводная лодка.
Мне нравится моя игрушка.»
Денис очень не последовательно строит описание основной части и неумело пользуется разделением текста на абзацы. Тема и основная мысль раскрыты, материал отобран верно, а прилагательные мальчик практически не использует.
3. Губанов Сергей.
« Моя любимая игрушка - акулка.
На 23 февраля мама мне подарила игрушечную акулку. Она очень красиво раскрашена в синий цвет.
Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь плавник вперёд, она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно удовольствие.»
В сочинении у Серёжи 2 основных недочёта: текст неправильно разделён на абзацы и мало используются прилагательные.
4. Храмова Даша.
« Моя любимая игрушка - Король лев.
Мне подарили на 8 марта игрушечного льва. Я его назвала Король лев. Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом из снега.
Я его очень люблю, потому что он коричневый да ещё король.
Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой кистью. Рисует он хорошо. А когда нарисует, улыбается.
Мы очень дружим.»
Даша крайне разрозненно строит описание. В её сочинении нет целостности. Тема раскрыта плохо, т.к. материал подобран не в соответствии с темой (нет описания как такового). В тексте мало прилагательных.
Выводы.
Рассматриваемые речевые умения в данном классе сформированы на высоком уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/5 класса. Умение использовать прилагательные в описании сформировано всего у 42% учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у 35% учащихся низкий уровень развития этого умения.
Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений будет возможно при обучении составлять описание с использованием интеграции с изобразительным искусством. Наиболее эффективным условием для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинением-описанием на уроках развития речи будет использование изобразительного творчества детей, а именно - тематических рисунков.
С целью проверки этого предположения был проведён формирующий этап исследования.