Типологические классификации
Типы литературы – это группы литературных произведений, обладающие существенными качественными отличиями, выделенные путем теоретической абстрагирующей работы научного мышления и представляющие собой идеализированную модель реальных объектов. При типологической классификации литературы часто приходится учитывать не один признак, а определенный их комплекс, или комплексный критерий классификации. Поэтому нужно считать говорить именно о типах литературы, которые выделяются в процессе ее типологизации.
В качестве одного критерия типологизации литературы, или основного типообразубщего признака, разными авторами называлось целевое назначение, читательское назначение, совокупность читательского и целевого назначения или совокупность других признаков. При этом один и тот же признак понимался по-разному, составленные на его основе перечни типов значительно различались.
Типологизация литературы в книговедении и документоведении должна основываться не на каком-то одном признаке, отражающем одну сторону литературного произведения, а на комплексном критерии, представляющем собой взаимосвязанную совокупность признаков, среди которых одни являются ведущими, другие – производными. Необходимо также выделить признак классификационный – определяющий направление разбивки литературы на типы, и признаки классообразующие – конкретизирующие содержание первого.
Типы литературы можно определить и по другим признакам, создавая параллельную фасетную классификацию, где разные признаки не зависят друг от друга и, соответственно, разные направления классификации не подчиняются друг другу (см. таблицу) [12, c. 319-321].
Признак классификации | Тип литературы |
1. По возрастному признаку |
1.1. Литература для взрослых 1.2. Детская литература |
2. По языковому признаку |
2.1. Оригинальная литература 2.2. Переводная литература |
3. По социальному назначению |
3.1. Политические первоисточники 3.2. Правовые первоисточники 3.3. Художественная литература 3.4. Публицистическая литература 3.5. Массово-информационная литература 3.6. Мемуарная литература 3.7. Научно-исследовательская литература 3.8. Научно-популярная литература 3.9. Учебная литература 3.10. Производственная литература 3.11. Рекламная литература 3.12. Научно-информационная литература 3.13. Справочная литература 3.14. Литургическая (богослужебная) лите-ратура 3.15. Теологическая (богословская) литера-тура 3.16 Религиозно-популярная литература 3.17. Развлекательная литература и др. |
Главный признак, по которому определяют основные типы литературы, - социальное назначение. Классификационным признаком при выделении основных типов литературы должно быть соответствие определенному виду и сфере общественного сознания, уровню сознания, месту в системе социальной коммуникации. Связь литературы с общественным сознание объясняет конкретно-исторический характер ее типов.
Классообразующие признаки при выделении основных типов литературы можно объединить одним понятием – социально назначение. В нем учитываются разнообразные качественные характеристики литературных произведений: целевое и читательское назначение, предмет и способ отражения действительности, особенности происхождения литературных произведений, их назначение в жизни общества – как ведущие признаки. Также производными от них являются стилистические и композиционные особенности литературных произведений [12, c. 322].
Кроме основного признака могут выделяться также и другие, дополнительные признаки, которые позволяют выделять иные типологические ряды. Таким образом, в типологической классификации литературы применяется метод параллельной классификации по отдельным, не зависимым друг от друга, признакам.
Первый дополнительный признак классификации литературы на типы – возрастной, то есть в нем учитывается возраст читателя, на которого рассчитано литературное произведение. По возрастному признаку разделяют литературу для взрослых и детскую литературу. Но следует уточнить, что точных возрастных границ не существует. Потому что бывает, что литература, написанная для детей становится читаемой взрослыми, например «Алиса в стране чудес» Л. Керрола; или же наоборот: произведение для взрослых читают дети, например «Приключения Гулливера» Дж. Свифта.