Типологические классификации
Но также представляет особую ценность литература, написанная специально для детей, с учетом психологических особенностей соответствующего возраста. В стандарте, посвященном изданиям для детей и подростков установлены следующие границы: старший дошкольный возраст (от 4 до 6 лет включительно), младший школьный возраст ( от 7 до 10 лет включительно), средний школьный возраст ( от 11 до 14 лет включительно), старший школьный возраст (от 15 до 17 лет включительно).
Иногда и выделяют и рассматривают как самостоятельный тип литературу для юношества, однако конкретные границы и типологические черты исследованы недостаточно.
Второй дополнительный признак классификации литературы на типы – языковой. Это означает: издано ли произведение на том языке, на котором написал автор, или оно переведено с языка автора на любой другой язык. Из этого следует, что литературные произведения могут быть оригинальными (если изданы та том языке, на котором их написал автор) или переводными (когда они являются переводом оригинального произведения на другой язык).
Классификация литературы по возрастному признаку и языковому признаку проводится независимо от классификации по социальному назначению. Литература для взрослых существует во всех перечисленных выше типах литературы по социальному назначению. Детская литература также может дифференцироваться на типы по социальному назначению, однако с учетом возможности и необходимости существования того или иного типа литературы в виде, предназначенном для детей.
В детской литературе различают, как правило, художественную и научно-познавательную. Относительно других типов детской литературы, выделяемых по социальному назначению, необходимы дополнительные исследования. В качестве разновидностей научно-познавательной литературы называли публицистическую, справочную, «деловую» (преобразованную производственно-практическую – практические советы в помощь самодеятельному творчеству). В настоящее время выделяют научно-популярные издания для детей, издания для досуга, учебные издания для дошкольного возраста (для развивающегося обучения). По-видимому, в детской литературе существуют и такие типы литературы, как массово-информационная и развлекательная, религиозно-популярная и богослужебная. Учебная литература для средней общеобразовательной школы в существующих классификациях к детской литературе не относится [12, c. 334-335].
ГОСТ 7.60-2003 рассматривает следующую типологическую схему.
В нем виды изданий делятся на издания:
1. по периодичности
2. по составу основного документа
3. по знаковой природе информации. Виды изоизданий
4. виды непериодических изданий
5. виды периодических и продолжающихся изданий
6. виды печатных изданий по материальной конструкции
7. виды печатных изданий по формату
8. виды печатных изданий по характеру оформления и способу полиграфического исполнения
9. виды изданий по принадлежности автору, издателю
10. виды издания по характеру общения
11. Виды издания, выпущенных в честь какого-либо события или лица.
В свою очередь они как и любая схема имеют подразделы. Так, в разделе непериодических изданий выделяется:
1. Виды изданий по целевому назначению
2. Виды изданий по читательскому адресу
3. Виды издания по характеру информации
4. Виды издания по характеру аналитико-синтетической переработки информации
5. Виды издания по оригинальности содержания
6. Виды изданий по способу организации произведения
7. Виды печатных изданий по объему
8. Виды издания по повторности выпуска
В каждом разделе описаны сами виды изданий и некоторые тоже подразделяются на подвиды. Например, виды изданий по характеру информации делится на научные и научно-популярные издания, официальные и нормативно-производственные издания, производственно-практические издания, учебные издания, справочные и рекламные издания, литературно-художественные издания. А эти подразделы делятся на издания. Например, в литературно-художественные издания входят: альманах, антология, документально-художественное издание, научно-художественное издание, песенник [3, с. 11-20].
Проблема типологии – одно из направлений, активно разрабатываемых в современном книговедении. Её можно определить как поиски и исследования таких специфических функциональных признаков книжных изданий, которые бы служили необходимым и достаточным основанием для выделения их в определённые группы, соподчинённые по отношению к единой системе. Практическое значение решения такой проблемы очевидно. Чёткие, теоретически осмысленные представления об органически присущих той или иной группе изданий, особенностях позволили бы значительно усилить в книгоиздательском процессе организационно-плановое начало. Они послужили бы научным фундаментом при разработке практической методологии подготовки, выпуска и распространения книг, способствовали бы дальнейшему внедрению в различные отрасли книжного дела методов моделирования изданий, стандартизации программ создания тех или иных видов и т.д.[14, с. 34].