Анализ содержания деятельности классного руководителя по оказанию педагогической поддержки (на примере 7класса СШ№36 г.Луганска).
Деятельность классного руководителя по осуществлению педагогической поддержки учеников состоит из нескольких блоков задач: если первый блок задач, стоящих перед классным руководителем, связан с помощью ребенка в его жизненном (мировоззренческом, нравственном, гражданском, бытийном) самоопределении, то вторая группа задач вытекает из необходимости вооружить растущего человека средствами реализации.
Постановка перед собой цели – необходимый шаг сознательного движения человека по жизни. Однако – шаг недостаточный для раскрытия человеческой природы. Свободное развитие личности – как идеал, может осуществляться при условии, если личность владеет способами достижения своих целей. Именно они дают возможность реализовать принятые намерения, «проявить свою истинную индивидуальность».
На каждом этапе развития у ребенка, подростка, юноши возникает актуальная сфера самореализации. По-своему, в зависимости от возраста, он утверждает свою растущую самостоятельность, взрослость, проверяет свои представления, взгляды, отстаивает право на уважение со стороны других людей – родителей, учителей, сверстников. У классных руководителей, в связи с этим, появляются весьма важные задачи: во-первых, предоставить право школьнику на самоутверждение своей личности, на уважение своего человеческого достоинства; во-вторых, помочь ему овладеть такими способами самоутверждения, которые бы не ущемляли интересы других, т.е. научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе.
В процессе самореализации дети проявляют как положительные, так и отрицательные качества. У одних - это доброта, уступчивость, честность, принципиальность, умение понять другого, способность учитывать возможные последствия своих поступков. У других – грубость, хитрость, жадность эгоизм, неоправданное упрямство. Наиболее важное, можно сказать, стратегическое направление педагогической работы – сделать для ребенка сферу нравственного, А не безнравственного самоутверждения.
Особая область самореализации школьников – развитие творческих способностей: научных, художественных, технических, спортивных, организационно – коммуникативных. Прежде всего, здесь требуется профессиональная помощь детям со стороны учителей-предметников, социальных лидеров, психологов и т.д. А родителям, классным руководителям необходимо помочь попробовать свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себя, не потерять, природой заложенные, творческие данные.
При этом нельзя забывать, что начальный этап творческой самореализации личности может с успехом разворачиваться в рамках образовательно – воспитательного процесса как в учебной, так и во внеклассной работе в процессе коллективной творческой деятельности.
Следующий блок задач, решаемых классным руководителем, затрагивает зону самоорганизации личности. Даже самые благородные цели человек не может реализовать, если он не владеет навыками элементарной психической саморегуляции. Не может организовать режим жизни, режим дня, на способен осуществить поэтапное движение к достижению задуманного, не обладает настойчивостью, тактикой временного отступления и возвращения к реализации цели с иными вариантами способов ее достижения, не знает, как подготовиться к той или иной деятельности, как рациональней вести работу или общение. Все эти качества не формируются в одночасье. Однако с момента поступления в школу и до ее окончания эта сложная сфера может успешно осваиваться с помощью учителей, родителей. Большую роль здесь играет самостоятельная работа над собой, обмен опытом самоорганизации между детьми и др.