Обучение написанию учениками второго класса сочинений разных видов.
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат).
- Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)
2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).- Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какой он?) - Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой друг?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание друга).- Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не любит).- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты.
Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать и комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые, речевые и интеллектуальные способности.
Представляю один из вариантов такой комплексной работы. Она строится на основе тематических групп слов и позволяет органически соединить лексическую, лексико-грамматическую и речевую работу. Правильно организованная беседа способна обеспечить выбор слов, соответствующих заданной теме, наполнение слов реальным содержанием.
Удачный вид работы - устные коллективные сочинения. Для этой цели нужно собрать серии книжек-раскладушек по разным темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Птицы», «Отдых», «Хлеб – всему голова», «Звери». Учащиеся смотрят на картинки и «рисуют» словами животных, деревья, погоду. Эти упражнения приближают учащихся к связному рассказу.
Письменное сочинение во 2 классе – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах. Работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность, при подборе тематики сочинений нужно учитывать интересы учащихся.
Работа проводится по такому плану:
1. Устное рассказывание по теме сочинения (дети высказывают свои личные впечатления по теме).
2. Чтение плана, записанного до урока или коллективная работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка написанного.
Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания. Это работа по серии картин или картинному плану (например, на тему «Весенние цветы». Работа над таким сочинением начинается от накопленного материала к теме.