Обучение написанию учениками второго класса сочинений разных видов.
В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, вводили описание единичных предметов и несложных действий: описание рисунков в сочинении.
В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого приводили ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записывали на доске и, работая с ними, показывали детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.
Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарную работу в связи с сочинениями проводили в такой системе:
1. Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, заснеженный и др.).
2. Подбираем синонимы или выбираем из синонимического ряда слово, наиболее подходящее для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются).
День
Удивительный чудесный
дивный волшебный
чудный изумительный
поразительный восхитительный
необыкновенный таинственный
Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову снег при работе над сочинением «Первый снег» ребята подобрали несколько глаголов: сыплется, шуршит, падает, искрится, идет, лежит, тает, кружится, устилает.
3. Включаю в рассказы и тексты сочинений, фразеологические обороты наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением.
Проводили работу над усвоением сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочетания предлагали словосочетания, из которых нужно выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, (травка зеленеет, показалась, пробивается).
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. В начале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Постепенно, шаг за шагом раскрывали ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках. Для подготовки пользовались памятками.
Подводя итоги работы по развитию речи в классе, можно сделать вывод, что у детей не только повысилась культура речи, но и уменьшилось количество речевых недочетов в письменных творческих работах.
Следить за продвижениями воспитанников помогает папка, куда заносятся лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений. Это позволяет проводить анализ сочинений.
Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения. Система работы по развитию речи была отработана. Что позволяет сделать вывод, что работа над сочинением в процессе обучения русскому языку оказало положительное влияние на развитие у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи.