Теория распределения мест. Проблема дифференцированного подхода.
2 при равенстве главных, а третьестепенный ή
3 при одновременном равенстве главных и второстепенных показателей и т.д.
Подобное распределение очень часто используется в спорте. Примером того может служить распределение футбольных команд по итогам чемпионата, которое проводят по двум показателям − по числу набранных очков (главный показатель) и по разнице между забитыми и пропущенными мячами (второстепенный показатель).
Однако это только формальная сторона дела. Вся сложность проблемы заключается в том, что ввести отмеченную иерархию показателей приоритета («главный», «второстепенный» и т.д.) достаточно непросто. Особенность ситуации состоит в том, что формальная логика распределения мест при множественном числе показателей
l≥2
(4)
оказывается внутренне противоречивой. Данное противоречие кроется в равноправной возможности двух подходов к распределению мест между участниками олимпиады − одного с ориентацией на большее удаление от «абсолютного аутсайдера» (участника, не набравшего ни одного балла), другого с ориентацией на наибольшее приближение к «абсолютному лидеру» (участнику, давшему исчерпывающее решение всех задач),
Отмеченное противоречие не имеет места при одном показателе приоритета ή
1. В этом случае каждый участник, набирая баллы по задачам и удаляясь от аутсайдера, неминуемо приближается к лидеру.
Подобная однозначность, как это ни странно, не является достоинством. Достаточно вспомнить, что распределению подвергаются не абстрактные объекты, а школьники. Распределение по местам подростков и юношей, отягощенных комплексом проблем своего возраста, можно проводить лишь с учетом соображений психолого-педагогического характера, которые по своей сути являются вариативными, зависящими от конкретной ситуации. При одном показателе приоритета условий для подобной вариативности, а соответственно и для дифференцированного подхода нет. Все однозначно определяется формальной логикой, а соображения психолого-педагогического характера просто некуда включить.
Однако руководствоваться соображениями только формальной логики нельзя. Данная ситуация представляется чрезвычайно интересной. Ее уникальность заключается в том, что она соответствует условиям, когда необходимо привлечение педагогических соображений к распределению мест. Понятна и роль, отводимая при этом педагогике. Это роль «третейского суда», который в рамках сложившегося противоречия может стать на одну из двух взаимоисключающих точек зрения, руководствуясь соображениями педагогической целесообразности.
Ситуация соответствует случаю, когда возможный порядок распределения мест таков, что приоритет численных значений показателя ή
1, определяется формальной логикой, а приоритет значений показателя ή
2 − педагогической целесообразностью. В силу вариативного характера педагогических соображений данное распределение можно провести дифференцированно, меняя точку зрения на приоритет значений ή
2 по отношению к каким-то выделенным группам школьников.
Отмеченные «взаимоотношения» показателей ή
1 и ή
2 говорят о логическом главенстве ή
1. При распределении мест его необходимо рассматривать в качестве главного показателя и принимать во внимание в первую очередь, а показатель ή
2 − в качестве второстепенного и учитывать лишь при равенстве значений ή
1.
Приведенные выше соображения говорят о том, что дифференцированный подход к участникам олимпиады в рамках ее регламента вполне возможен. Он может быть реализован лишь на стадии распределения мест, но только в том случае, когда оно проводится по нескольким показателям приоритета (4). Одного главного показателя ή
1, определяющего приоритет выполненного задания с позиций формальной логики, для этого недостаточно. Педагогические соображения, обеспечивающие дифференцированный характер распределения мест, могут быть учтены лишь с помощью второго, третьего и других показателей более высокой степени.
Смысл главного показателя приоритета ή
1 вполне ясен. Суммарный балл (3) способен исполнять роль лишь главного показателя приоритета ή
1, и в принципе не может служить предметной базой для дифференцированного подхода.
Возможность использования величины ή
2= x
1−x
2 (5) в качестве второстепенного показателя приоритета, дополняющего суммарный балл ή
1 (4), достаточно очевидна. Если суммарный балл ή