Цель, как компонент педагогической деятельности.

Выяснить цель воспитания

и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…

В.М.Бехтерев

Издавна в педагогике обсуждалась проблема постановки цели воспитания, т.к. она является одним из основных компонентов педагогической деятельности. Вообще, прежде чем начать обсуждение проблемы целеполагания, необходимо сначала определить, что же такое цель. В словаре Ожегова дается следующее определение цели. Цель – это то, к чему стремятся, что нужно осуществить. Обычно, само понятие цель (какой либо деятельности) трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта, который действует.

С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального - идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с другой – цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым. Для каждого вида деятельности, возможно, определить целый диапазон целей, от самых несбыточных, до вполне выполнимых.

В педагогике под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Рассматривая цель, как компонент педагогической деятельности, прежде всего, стоит заметить, что с точки зрения достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными.

Иной ракурс изучения целей - их мотивирующая сущность. Цели деятельности должны побуждать человека действовать, стремится, планировать, преодолевать страх возможной неудачи и выполнять все прочие необходимые операции. С этой точки зрения становится различимой проблема абстрактных целей, которые не достижимы по определению. Известен некий психологический барьер, который возникает у человека, когда он осознает, что никогда не достигнет желаемого результата свой деятельности, либо не ощутит, не увидит его. Для большинства видов продуктивной деятельности человека этот барьер непреодолим, так как деятельность теряет всякий смысл, и нет достаточной мотивации для ее выполнения. Так обстоит дело со многими видами человеческого труда. И лишь в воспитании отказ от недостижимых, абстрактных, целей ведет к прагматизму, который никогда в истории воспитания не приносил достойных результатов.

Для поиска решения необходимо принимать во внимание эти структурные параметры цели воспитания. Одна из основных проблем, по-видимому, кроется именно в количественном и качественном соотношении абстрактного и конкретного в единой цели.

Помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитания присутствует компонент, при помощи которого цель придает воспитанию направленность на оси «личность-общество». Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне и поэтому неверно.

Действительно, возможно предположить перекос на данной оси в ту ли иную сторону, заявив, что воспитание может служить, например, только средством развития личности, а интересы общества в этой связи будут попросту игнорироваться. Либо наоборот, возможно предположить существование цели воспитания, игнорирующей интересы личности. Существование таких подходов в практике воспитания человеку постсоветского времени известны очень хорошо. Марксистская педагогика действительно во многом стремилась игнорировать интересы человека в ущерб обществу и идеологии. Из материалов XXVII съезда КПСС. Успешное решение задач ускорения социально-экономического развития страны партия связывает с повышением роли человеческого фактора. В программе КПСС говорится, что надо обеспечить: «… дальнейшее упрочнение в сознании советских людей социалистической идеологии; полное утверждение моральных принципов социализма, духа коллективизма и товарищеской взаимопомощи …» Но сразу стоит сказать, что к педагогической науке это не имеет прямого отношения. Марксизм – это не педагогика, которая всегда направляет свой изыскания, прежде всего, на поиск путей гармонизации отношений человека и общества, не стремясь к «переделыванию» ни человека, ни общества. Марксистская педагогика явление не научное, как и марксистская математика, марксистская физика и т.д. Идеологическое влияние на науку возможно, но нельзя допускать, чтобы идеология в корне определяла цели воспитания. Так как многие из нас в большей или меньшей степени ощутили на себе влияние марксизма, поэтому мы посчитали важным осветить этот вопрос.

Перейти на страницу: 1 2