Цель, как компонент педагогической деятельности.
В своей работе. Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к реформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе – установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем основным и надстрочным направлениям и параметрам. Т.е. цели, содержание, методы и формы педагогической деятельности зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.
Говоря, о цели, как компоненте педагогической деятельности сначала следует отметить основные компоненты педагогического процесса вообще:
ü цель
ü содержание
ü формы
ü методы
Управление целостным педагогическим процессом начинается с проектирования его целей и задач, которые всегда должны опираться на общие цели и потребности общества и личности. Это еще раз подчеркивает важность цели, как компонента педагогической деятельности. Задачи деятельности конкретизируются в тактических, стратегических и оперативных задачах образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Еще более важно то, что цели закономерно определяют остальные элементы педагогического процесса – содержание, формы и методы деятельности преподавателя, воспитателя и воспитуемого. Содержание педагогического процесса должно максимально ориентироваться на поставленные задачи, как можно точнее решать их, не пропуская ни одну. Если методы, формы и средства наилучшим образом будут доносить до сознания учеников суть содержания уроков, формировать у них необходимые умения и навыки, то рассматриваемая закономерная связь обеспечит желаемые результаты. Содержание должно направлять педагогов и воспитуемых на такую деятельность, которая бы позволяла достигнуть главной цели педагогики.
Проанализировав цель как компонент педагогической деятельности, следует подчеркнуть: несмотря на центральное положения цели в педагогической деятельности, необходимо отметить, что оптимальное функционирование и получение желаемого результата достигается только путем закономерной взаимосвязи всех компонентов педагогической деятельности.