Система видов и методов контроля знаний учащихся при изучении учебной дисциплины «Технология хранения плодов и овощей»
Конечно, приемы предварительного контроля еще не выявляют глубины и полноты знаний. Но они и не предназначены для этого. Их цель – выяснить знание и понимание изложенного основного материала у всех учащихся при минимуме затрат времени. Использование приемов создает атмосферу, при которой нельзя не работать, такой стиль занятий, когда выявление результативности в ходе урока и в конце его становится само собой разумеющимся, превращается в потребность. Педагогу важно и интересно знать достигнутое на самом уроке. Это позволяет понять свои сильные и слабые стороны. Главное здесь в том, что создается стиль работы: объяснение материала – его применение / самостоятельная работа / - всеобщая проверка.
Проверка усвоения знаний учащимися на уроке позволяет усилить их познавательную деятельность. Оценка работы учащегося по усвоению нового материала – это не просто отметка, а важнейший стимул для активной работы учащегося на протяжении урока.
Выбор методов контроля усвоения знаний определяется особенностями темы, возможностями учащихся, наличием времени для их применения.
Но преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, все время поддерживать обратную связь.
Текущий контроль используется для повторения изученного материала. Он обычно является частью комбинированного урока. Применяемые методы контроля разнообразны.
По разделу «Болезни плодов и овощей при хранении» нами разработаны контрольные карточки, которые уже в готовом виде раздаются учащимся. В течении 5 минут учащиеся должны дать характеристику той или иной болезни плодов и овощей указанной в карточке. Такие карточки-задания позволяют за непродолжительный период времени узнать глубину знаний учащихся по данному разделу. (приложение 2)
При текущем контроле можно провести и письменный опрос студентов по карточкам-заданиям разного уровня сложности. Это предоставляет студентам альтернативу выбора ответа, они сами решают к какому уровню знаний себя отнести и самостоятельно себя оценить. ( приложение 3)
При повторении темы «Технология хранения капусты белокочанной» все учащиеся восстанавливают по памяти опорный конспект и сдают преподавателю. Один из учащихся готовит опорный конспект на доске и раскрывает устно его содержание. Опрос при этом занимает не более 15 минут. Далее преподаватель используя схему, беседует с учащимся по вопросам темы.(приложение 4).
Можно провести и устный опрос. Как одну из разновидностей устного опроса мы используем проверочную беседу. Эффективность метода проверочной беседы обеспечивается активным участием всех учащихся в рассмотрении каждого поставленного перед ними вопроса. При беседе с группой целесообразно разрешать другим учащимся другим учащимся задавать вопросы отвечающему, дополнять и исправлять его ответ. В результате содержащиеся в вопросах преподавателя мыслительные задачи решаются более качественно. Но беседой руководить сложнее, чем обычным опросом. Важнейшее условие при этом – соблюдение намеченного содержания и плана. Необходимо отметить, что беседа требует больших затрат времени. К проверочной беседе предъявляется ряд требований: логическая связь с предшествующими вопросами и темой беседы в целом при прочной опоре на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт; определенность содержания и четкость формулировки вопросов; побуждение учащихся к активной мыслительной работе. Одно из основных требований к проверочной беседе, вытекающее из важнейшей функции методов обучения в целом, - выделение существенного из предъявляемого учебного материала. Эффективность проверочной беседы в значительной степени зависит от содержания и характера задаваемых вопросов, зависимости от конкретных целей и задач урока.
Опрос может быть проведен и в виде письменной контрольной работы, включающей в себя репродуктивные и продуктивные задания / теоретические вопросы и задачи /.
Письменные контрольные работы имеют ряд преимуществ по сравнению с проверочной беседой. В них легче обеспечить единство требований. Конкретная письменная работа наиболее экономная по времени форма контроля знаний, позволяющая за одно занятие установить качество знаний учащихся по целой теме или даже по разделу программы. Наряду с этим письменные работы имеют и ряд недостатков. Они не обладают такой гибкостью, как беседа, слабее контакт преподавателя с учащимися. Письменая контрольная работа требует большого напряжения сил учащихся, так как письменное изложение материала в большинстве случаев сложнее, чем устное. В такие работы мы включаем вопросы и задачи разного характера. Тексты заданий обычно составляем в двух-трех вариантах с таким условием, чтобы они по возможности наиболее полно охватывали всё содержание изученного материала. ( приложение 5 )
Наряду с традиционными методами контроля знаний в последнее время широкое распространение получили элементы программирования. Так называемые методы «безмашинного программирования контроля» применяем и мы на уроках хранения плодов и овощей после изучения отдельных тем . Это дает возможность сократить время на проверку, охватывая при этом значительный объем учебного материала, сосредоточить внимание учащихся на главном, упростить порядок получения ответов.