Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси И М.Равеля.

К.Дебюсси и М.Равель - самые яркие представители импрессио­низма в музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг раз­ножанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских составов.Музыкальный язык импрессионистов яркий,насыщенный,но очень сложный.Мы решили,что лучше осуществить знакомство школьников с музы­кой импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей:"Детс­кий уголок" К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них музыкальный язык достаточно упрощен.И даже один из авторов (М.Равель) говорил, что "намерение воспризвести в этих пьесах поэзию детства при­вело . к упрощению моего стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,

с.84).Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих композиторов (как целиком,так и в виде фрагментов).Предлагаемый материал может служить пособием для учителя музыки,желающего познако­мить учеников с детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.

В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием "Детский уголок".Это произведение он посвятил своей го­рячо любимой дочери Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными изви­нениями отца за то, что последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnas­sum","Колыбельная Джимбо","Серенада кукле","Снег танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-уок" - это небольшие зарисовки, в которых ком­позитор мастерски создал образы и картины детства.

В "Детском уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно от­личалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами.В сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:

а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,кото­рое проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой ми­ниатюры;

б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в раз­ных тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей с ожив­ленными темпами не случайно - оно явно отражает жизнерадостность,лю­бознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть жанровые сцен­ки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная Джимбо";портрет­ные зарисовки-"Маленький пастух";волшебный пейзаж, рожденный детской фантазией-"Снег танцует").

Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая ок­раска.Музыковед Н.Копчевский пишет, что тонкий авторский "юмор заклю­чен уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутли­вое обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской "мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает пароди­рование этюдов М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к Пар­насу") и известной музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысле­ние тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в первой и последней пьесах цикла.

Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в ко­тором воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение было создано в начале века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок - любимы, близки и понятны современным детям.

Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnas­sum". Ее заглавие связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Сис­тематические упражнения в технике игры на фортепиано, предлагаемые М.Клементи в виде этюдов - один из путей, постепенно приближающих юно­го пианиста к вершинам исполнительского мастерства.Сочинение же К.Де­бюсси "Доктор Gradus ad Parnassum" охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики, следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак, начиная умеренно, чтобы закон­чить оживленно"(цит.по 17,с.68).В словах композитора звучит тонкая ирония в адрес всевозможных технических упражнений.Ее подчеркивают ав­торская ремарка "ровно и без сухости",мягкость фигураций, созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями.Фактура основана на ровном и непре­рывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:

ПРИМЕР N 9.

Живому непосредственному развитию художественного образа способс­твует отказ композитора от схемаичных, квадратных структур, столь свойственных этюду. Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно значительно опоэтизировал его.

"Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего, немного тяжеловесного существа, вызывающего однако, самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание колыбельной чаще всего ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного, но всетаки слона. Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей пьессы низкого регистра, и нетрадиционный для колы­бельной аккомпанемент в виде чередующихся больших секунд. Тяжеловес­ная, несколько угловатая мелодия колыбельной построена по звукам пен­татонического звукоряда, что придает музыке некоторый восточный коло­рит:

Перейти на страницу: 1 2 3 4