Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси И М.Равеля.

"Павана спящей красавицы" из "Моей матушки - гусыни" еще одно чу­до лирической простоты и изящества. Главное, гибкая, трогательная, чуть грусная мелодия написана в характере колыбельной. Она лишена ук­рашении и изложена в прозрачной фактуре. Музыка выдержана в строгом двух- и трехголосии (за исключением тех тактов, где появляется ограни­ченный пункт).

ПРИМЕР N 18.

Пьеса "Мальчик-с-пальчик" привлекает внимание своей тонкой звуко­изобразительностью. Мелодия выделяется вернонайденой интонацией наив­ности персонажа сказки. Непрерывное, неспешное движение параллельными терциями, составляющее фон, словно рассказывает о несканчаемом пути бредущего домой мальчика-с-пальчика:

ПРИМЕР N 19.

Форшлаги в высоком регистре - изображение птиц, поедающих разбро­санные по пути хлебные крошки (о них говорится в словесном эпиграфе). Когда мальчик-с-пальчик не находит хлебных крошек, он в отчаянии опус­кается на колени. В музыке это передано повторением интонации "падаю­щей" квинты. Мальчик-с-пальчик печально удаляется - снова звучат вос­ходящие ряды терции.

Следующая пьеса - "Принцеса - дурнушка" - играет в сюите роль скерцо. Изящная миниатюра целиком основана на той форме пентатоники, которая в Европе считается китайскои. Начало пьесы звучит на черных клавишах: fis,gis,ais,cis,dis, что предает марионеточность, игрушеч­ность звучанию. Обилие диезов и высокие регистры усиливают светлый, блестящии характер музыки:

ПРИМЕР N 20.

Пентатонические секунды создают ритмическую основу для легкой очерченой, как бы переливчатой мелодии. Она порхает в верхнем регист­ре, иногда уступая место перезвону колокольчиков.

Пьеса "Разговор Красавицы и Чудовища" возвращает слушателя в ли­рическую сферу. Эта часть сюиты написана в жанре медленного грациозно­го вальса. Изысканная, широко развернутая мелодия Красавицы сочетается с тяжеловесными, звучащими в низком регистре репликами Чудовища.

ПРИМЕРЫ N 21, 22.

Превращение Чудовища в Прекрасного принца передано "перерождени­ем" басовых неуклюжих ходов в красивую мелодию в верхнем регистре. В заключении пьесы темы Красавицы и Прекрасного принца (Чудовища) слива­ются в выразительном дуэте.

Последняя пьеса - "Волшебный сад" - спокойный четырехполосный хо-

рал. Здесь царит ясная диатоника белых клавишь. Светлый характер гос­подствует и в коде, построенной на сопоставлении тризвучии субдоминан­товой итонической групп, звучащих на фоне органного пункта и глиссандо в верхнем регистре:

ПРИМЕР N 23.

Это апофиоз волшебной сказки, заканчивающейся торжеством доброго светоносного начала.

Разнообразие тембровых и гармонических красок этой внешне скром­ной фортепианной сюиты побудило М.Равеля к созданию ее оркестровой ре­дакции. Один из ведущих деятелей французского музыкального театра Ж.Руше подал композитору идею небольшого балета. Увлекшись таким пред­ложением, Равель, сочинив дополнение к пяти пьесам цикла, написал ба­лет "Сон Флорины".

Способность проникаться сказочным духом проявилась в вокальном сочинении "Рождественские сказки" и в опере "Дитя и волшебство". Детс­кие фортепианные сочинения М.Равеля и К.Дебюсси - еще один пример пе­реклички двух мастеров. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ре­бенка привело этих композиторов к упрощению музыкального языка, кото­рый в тоже время не утратил своей оригинальности. Образы этих произве­дении близки и понятны детям.

Но в "Детском уголке" царит атмосфера реальности, иногда даже современности ("Кукольный кэк-уок" один из первых отзвуков танцеваль­ных ритмов XX века в европейской музыке). В "Моей Матушке-гусыне" ­сказки (пьесы поражают своей простотой, соединением лукавой прелести с утонченной необычайностью в музыке, что роднит М.Равеля со сказочника­ми прошлых веков).

К.Дебюсси и М.Равель - одни из немногих композиторов по настояще­му понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком. В этом отношении их можно поставить в один ряд с Шуманом иЧай­ковским.

Перейти на страницу: 1 2 3 4