Подготовительная группа.
В подготовительной группе обобщаются знания о растениях и животных живого уголка и условиях необходимых для их жизни, роста и развития. Главная задача:
научить детей видеть цикличность в развитии природы на примерах обитателей живого уголка. Дополнить знания новыми сведениями об особенностях жизни и развитии растений и животных и их приспособленности к условиям среды. Растения, использующиеся для этой цели, должны быть из разных природных зон и с разными вегетационными циклами развития, например, циперус раскидистый, хавортия жемчугоносная, фиалка узумбарская. На кливии, амарилисе, гемантусе можно пронаблюдать особенности сезонных изменений (зима -период покоя, полива нет). Дети в подготовительной группе также знакомятся с различными видами вегетативного размножения: листьями (узумбарская фиалка, бегония-рекс), луковицами (гемантус, амарилис, кливия), делением куста (аспарагус, циперус), живорождение (хлорофитум, бриофиллюм). Дети должны уметь полностью ухаживать за известными растениями и владеть различными способами вегетативного размножения.
При работе с животными обращается внимание на детали в их строении и образе жизни (у рыб глаза без век, в аквариуме они плавают в разных слоях, держатся поодиночке либо стаей и т.п.). Обращается внимание на размножение некоторых животных (хомяка, белой крысы). Дети подводятся к заключению: чтобы животные чувствовали себя хорошо, условия должны быть приближены к природным. Поэтому лучше использовать неприхотливых животных своей местности. Рекомендуемые объекты могут быть такими.
Рыбы: гуппи (живородящие), меченосцы, барбусы, лабиринтовые; из местного водоема карась.
Птицы: помимо канареек и попугайчиков, снегири, щеглы, синицы.
Млекопитающие: помимо хомяков и морских свинок, белка.
Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по количеству, так и разнообразию обитателей. Значительно расширяется объем знаний, которые получают дети 6—7 лет, благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений и животных, а также в результате привлечения детей к более сложным видам ухода за ними.
Учитывая возможности детей и требования программы, в уголке природы подготовительной к школе группы, помимо растений, рекомендованных для старшей группы, нужно вносить такие растения, которые требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Воспитателям очень важно знать о жизни каждого растения на родине, чтобы обеспечить правильный уход за обитателями уголка природы.
Кливия Бегония рекс Амараллис
Интересно иметь и такие растения, на которых можно показать детям разные способы размножения: не толь стеблевыми черенками и живыми кустиками, но и луковицами-детками, отпрысками селением куста, а также листовыми черенками (бегония рекс, узамбарская фиалка).
Не надо гнаться за большим количеством растений — важно, чтобы они всегда были в хорошем состоянии.
Уход за растениями. С некоторыми видами ухода за растениями — поливкой, мытьем листьев, удалением сухих листьев — дети знакомились в предыдущих группах. В подготовительной к школе группе детей учат новым приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной — подкормке, пересадке, размножению растений. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.
В подготовительной к школе группе в связи с большим количеством животных и птиц, для которых необходим зеленый корм в течение всей зимы, а также в связи с возросшей самостоятельностью детей посевы и посадки в уголке природы занимают большее место, чем в старшей группе.
Детей следует привлекать к подготовке земли: выбрать камешки, палочки, разрыхлить, посеять, полить землю, чтобы она была влажная, но не слишком сырая и не прилипала к рукам.