Подготовительная группа.
Дети 6 - 7 лет уже по мере надобности самостоятельно сеют семена: овес, салат, пшеницу, ячмень; сажают корнеплоды для получения молодой зелени. Они могут также вырастить из кочерыжки капустные листья для черепахи.
В некоторых детских садах с успехом используют для комнатных огородов большие оцинкованные противни размером по длине и ширине подоконника, высотой 12 см. Преимущество оцинкованных ящиков-противней в том, что их можно использовать в течение ряда лет не только для посадок в зимнее время, но и для выращивания рассады цветов, овощей, а также для мытья растений во время коллективных уборок.
Кроме зеленого корма, дета могут подготовить некоторое количество рассады для своего цветника и огорода.
В уголке природы старшей и подготовительной к школе групп можно иметь одинаковых животных, но знания детей 6—7 лет, умения, кавыки, связанные с уходом за обитателями уголка, усложняются. Кроме того, в уголке подготовительной к школе группы некоторых животных можно держать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительные наблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).
Во всех группах детского сада постоянными обитателями уголка природы являются рыбы. Но в подготовительной к школе группе желательно держать в аквариуме наряду с холодноводными рыбами и некоторых тепловодных, например гуппий, меченосцев, макропода, скалярии и др. Это даст возможность воспитателю не только расширить представления детей о жизни рыб, повысить интерес к ним, но и подвести ребят к обобщению накопленных представлений, к образованию понятий «рыбы».
Для содержания тепловодных рыб температура воды в аквариуме должна быть не ниже 22°, а в период размножения 25 - 30°.
Для подогрева воды используется специальный подогреватель или обычная электрическая лампочка, подвешенная на шнуре сбоку аквариума, ниже уровня воды. Тепловодные рыбы интересны тем, что они размножаются в аквариуме.
Гуппий, меченосцы — живородящие рыбки, они мечут живых, вполне сформировавшихся мальков. Гуппий мечут мальков в течение года 6—7 раз, от 10 до 50 штук.
При появлении мальков взрослых рыб надо отделить, иначе они могут съесть свое потомство. Кормят малышей циклопами и инфузориями.
Такие тепловодные рыбы, как макропод, скалярия, тернеция, —икромечущие. Каждая из перечисленных рыб откладывает икру в определенное место: одни строят гнездо (макропод), другие мечут икру прямо на дно аквариума или на определенное растение.
Мальки появляются из икры примерно через 35—50 часов. Как только мальки начнут плавать, их отсаживают из аквариума.
Для создания нормальных условий жизни животным в уголке природы и организации правильного ухода и наблюдений за ними воспитателям необходимо познакомиться с биологическими особенностями животных, с их жизнью в естественных условиях, с правилами содержания.
При проведении занятий по наблюдению за животными воспитатель углубляет знания детей. Например, при наблюдении за рыбками спрашивает, в каком слое воды аквариума эти рыбы чаще всего находятся, как они держатся – стайкой или поодиночке, уживаются с другими рыбами или дерутся и т.д. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что для животных надо создавать условия, близкие к природным: в аквариуме должны быть растения, на дне- песок, мелкие камни и т.д. Кормить животных надо тем, что они едят в природе.
При ознакомлении с новыми для детей животными проводятся первичные наблюдения по типу тех, которые проводились в старшей группе, но с более сложным содержанием: например, на таком занятии можно рассказать о жизни животного в природе, о пользе его для человека. Обучая сравнительному анализу при ознакомлении с животными, воспитатель проводит детей к выводам и умозаключениям.
Так же как и в старшей группе, проводятся сравнительны наблюдения; одно из животных, хорошо знакомое по рассматриванию в предшествующих группах, дети седьмого года жизни могут сравнивать по памяти с другим, относящимся к данному классу. Знания детей этой группы о животных не только расширяются, но и усложняются: их подводят к обобщению. С этой целью в занятия по наблюдению за животными включается обобщающая беседа. Она должна быть очень небольшой, так как главное в подобных занятиях – рассматривание, наблюдение живых существ. Обобщающая беседа должна быть тесно связана с темой наблюдения. (Например, беседа о зимующих птицах, в которой формируется понятие об этой группе птиц, и наблюдение за какой-то одной из них).