Введение
Объектом нашего исследования является процесс гуманизации образования, принципы которого могут быть успешно применены на уроках чтения в начальной школе.
Мы поставили перед собой задачу экспериментальной разработки методических приемов, позволяющих быстро и эффективно работать с детьми на уроках чтения, максимально задействуя их творческий потенциал, развивая мышление ребёнка и воспитывая его нравственные качества.
Обучение чтению своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме. В современной школе применяется традиционная программа обучения чтению, которая недостаточно полно задействует потенциал ребёнка, его индивидуальные возможности и особенности, что противоречит принципам гуманизации образования.
На основании вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза
о том, что применение на уроках чтения нестандартных методов и приемов позволит на более высоком уровне раскрыть внутренний мир каждого ученика, обратиться к его мыслительным способностям и одновременно решить все педагогические задачи, запланированные учителем. Это достигается путем использования принципов гуманизации образования.
Задачами исследования являются:
1. Изучение гуманистической направленности педагогической деятельности.
2. Обобщение опыта и взглядов педагогов - новаторов.
3. Изучение учебного процесса с целью определения, какое место в нем отводится предмету нашего исследования.
4. Разработка эффективных приемов работы на уроках чтения.
В процессе работы над темой мы пользовались следующими методами:
1. Наблюдение.
2. Анкетирование.
3. Анализ продуктов деятельности.
4. Метод теоретического анализа.
Источники дипломной работы: труды отечественных психологов и педагогов; издания периодической педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и методические пособия.
Теоретическое значение дипломной работы:
· в дипломной работе нами получена совокупность объективных результатов по научной проблеме формирования гуманистического образования в начальной школе; осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы, намечены пути оптимизации преподавания чтения у младших школьников.
Практическая значимость дипломной работы:
· содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут изменить педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные педагогические установки у учителей, работающих с детьми разного возраста.