Ресурсы развития профессионализма учителя.
В условиях динамизма современной общественной жизни, в том числе и быстро меняющейся ситуации в Российском образовании, становятся особенно востребованными способы определения профессионализма учителя, формы и методы его интенсивного восстановления в целом, научного исследования этого феномена. О профессионализме можно говорить с точки зрения стандарта его составляющих, обязательных компонентов профессионализма, в сущностном плане, характеризующих понятие "профессионализм учителя".
Основой профессионализма учителя (особенно учителя начальных классов) на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Не случайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящены личным качествам учителя. Например, книга Е. И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это действительно необходимо. Но для профессионализма современного учителя, особенно учителя начальных классов, помимо перечисленных качеств (дополненных, к примеру, толерантностью) необходимы еще и многие другие. Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя начальных классов можно условно объединить в два крупных блока: надпредметная компетентность и компетентность предметная. Кратко раскроем их содержание.
1. Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя:
- психолого-педагогическую культуру учителя;
- знание и учет возрастных особенностей;
- владение разными педагогическими технологиями;
- знание нормативно-правовой базы.
2. Предметная компетентность включает в себя:
- знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами;
- владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.
Профессор В. Я. Синенко справедливо считает, что "профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения" [14, С.123]. Системная характеристика профессионализма учителя начальных классов как исследовательская задача на перспективу может, как мы полагаем, вполне быть осуществлена в предлагаемом методологическом ракурсе. В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: "учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником" [14, С.78]. Постановка проблемы первичности отнюдь не праздная, так как, например, в преподавании чтении младшим школьникам есть немало ситуаций, где дают о себе знать противоречия между ценностью чтения и ценностью развития ребенка. В этом случае взрослому необходимо сделать ответственный выбор, в чью пользу разрешить это противоречие. Педагог-гуманист всегда решит в пользу ребенка, а технократ - скорее в пользу науки.
Чем младше ребенок и абстрактнее учебный предмет, тем более выявлены такого рода противоречия.
Психолого-педагогическая культура современного учителя не исчерпывается знанием психологических терминов и набором методических приемов. Такого рода культура связана с умением использовать педагогически освоенные психологические средства в разных условиях, в соответствии с избранными целями и освоенным содержанием учебного процесса. Успешность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько учитель осознает, для чего, зачем он записывает новый термин на доске и проговаривает его с детьми вслух, зачем театрализует и обыгрывает с детьми программный материал. Насколько он способен ответить на вопрос: "В какой период изучения темы эти приемы уместны, а когда излишни?". Или: "Использовать или нет наглядные пособия в 3 классе?" Если "да", то от чего зависит выбор их разновидности? Какова основная функция отметок и как ими пользоваться, чтобы не навредить? Отечественная и зарубежная психология имеет теоретические ответы на эти и многие другие вопросы. Владение учениями С. Л. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдова, Дж. Гриндера и других позволяют учителю эффективно работать. Другое дело, как обеспечить доступность этих концептуальных знаний для современного учителя.