Практическая реализация гуманизации отношений между младшими школьниками на примере урока основ этикета в 1 классе
Ниже рассмотрим, как на практике в ходе учебного процесса можно строить процесс гуманизации отношений между младшими школьниками. Приведем конспект урока основ этикета в 1 классе "Академия вежливых наук". Этот урок проводился автором работы во время прохождения педагогической практики в Леженской основной общеобразовательной школе Тимского района.
Цели урока:
· познакомить с правилами поведения за столом, принятыми в нашем обществе в определенное время;
· формировать навыки правильного поведения за столом;
· расширять знания об окружающих нас вещах;
· повышать степень самостоятельности и познавательной активности самих учащихся;
· отрабатывать общие правила сервировки стола;
· побуждать учащихся к самостоятельному преодолению трудностей, развивать способности самоанализа и самоконтроля;
· воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим, уметь соотнести свое поведение с настроением окружающих.
Задачи:
· создать ситуации, вызывающие у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно;
· развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, паре, самостоятельно);
· активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся в объяснении
· знании слов;
· развивать наблюдательность, умение видеть и воспринимать окружающий мир;
· сравнить правила поведения за столом более 300 лет тому назад и в настоящий период
· времени;
· активизировать творческие способности в практической деятельности.
· Формы работы: беседа, предметно-словарная работа, работа с книгой, тестом, практическая работа в группах, коллективное обсуждение.
Структура урока:
1. Организационный момент, целеполагание, объявление задач урока.
2. Предметно-словарная работа.
· Постановка проблем. Включение учащихся в поисковую деятельность по решению поставленных проблем.
· Работа с книгой. Чтение, изучение первоисточников. Работа с архаизмами.
5. Составление чистоговорок (работа в парах, самостоятельно).
6. Просмотр видеозаписи экскурсии в ресторан.
7. Практическое задание "Сервировка стола" (работа в группах)
· Самоанализ и самоконтроль выполненного задания.
· Просмотр видеофильма "Этикет'.
Оборудование: посуда, столовое белье (скатерти, салфетки), приборы; видеомагнитофон, принесенный в школу одним из учащихся, видеозапись экскурсии класса в кафе, видеофильм "Этикет", "Книга для девочек", "Книга для мальчиков", "Я познаю мир. История вещей", иллюстрации.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Учитель. Сколько дети у нас гостей! Сколько вокруг хороших друзей! И не зря нам сейчас Хочется многое узнать. Мы волнуемся сейчас. Но . все получится у нас!
Девиз работы наш таков: "Когда я вижу - я запоминаю, Когда я делаю - я изучаю, Когда я знаю - я горжусь". (М. Монтессори).
Запоминайте, изучайте и гордитесь собой, мои маленькие академики. А теперь -- внимание! Открывается очередное заседание Академии вежливых наук.
2.
Целеполагание
Учитель. Откройте "Букварь" на странице 28. Рассмотрите, пожалуйста, страницу. Что мы должны знать? О чем мы будем говорить'?