Интеграция в преподавании русского языка
Учащиеся читают это высказывание к делятся своими мнениями по этому поводу. Далее сообщаются сведения о Левитане, как по-особому он любил природу, какая она красивая в его работах, красивая и русская в его душе. Такие красивые картины, как "Золотая осень", "Карт", мог создать только человек, горячо любивший природу своей Родины.
На уроке русского языка проводится небольшая беседа о бережном отношении к природе, о том, как и для чего нужно любить её. Затем учащиеся выполняют работу на закрепление пройденного материала, для этого пишут сочинение по картинам Левитана "Золотая осень", "Март" или по художественным открыткам, а так же допускается использование иллюстраций из журналов, карточек из серии "С любовью к природе".
При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет, форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является разговор и русский берёзе, о её удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.
Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи, при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения можно проводить один раз в неделю (от пяти до двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений.
Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят (в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально-конкретную словесную картину о природе.
Также детям можно предложить коллективно составить небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в себе такие уроки!
В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;
- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;
- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.
Очень часто учителя используют интеграцию не на всем уроке, а только на каком-либо его этапе, т.е. интегрированным выступает только определённый фрагмент урока. Так, допускается более широко применять сведения природоведческого характера во время словарной работы. То или иное слово можно растолковать и с точки зрения лингвиста, и с точки зрения натуралиста.
Наглядным образцом интегрированного урока русского языка и природоведения можно предложить урок, приведённый учителем 4 класса (1-4) школы-гимназии № 41 г. Люберцы Московской области Н. В. Грищенко.
Нередко учителя интегрируют три учебных предмета. В нашем случае к предметам русский язык и природоведение добавляется ещё один - изобразительное искусство. Хочется познакомить с фрагментом такого урока, проведенного во время педагогической практики.
Тема: Весна на картине П. Кончаловского "Сирень".Урок строился в такой последовательности: I. "Перед вами репродукция картины П. Кончаловского "Сирень", - обращается учитель к детям, - не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? Как будто её только что срезали и принесли в комнату?