Состояние вопроса в практике работы начальной школы (по результатам констатирующего эксперимента).
Ввиду отсутствия возможности провести формирующий эксперимент, находясь на педпрактике, мы ограничились экспериментом констатирующим.
На первом этапе констатирующего эксперимента в беседе с завучем по работе с начальными классами был выявлен учитель, проводящий целенаправленную работу по формированию мотивов нравственного поведения у детей (3 В класс). Другой учитель был выбран нами произвольно (3 А класс).
Второй этап – определение методов и приемов работы каждого данного учителя по нравственному воспитанию. В беседе с этими учителями выяснилось, что учитель 3 В класса в работе по формированию мотивов нравственного поведения использует множество разнообразных методов и приемов:
1. этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),
2. рассказы на этическую тему,
3. диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),
4. письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),
5. пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п.),
6. встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный).
Учитель 3 А класса – такие:
1. разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),
2. рассказ на этическую тему,
3. сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),
4. пример.
Мы видим, что большее разнообразие методов формирования мотивов нравственного поведения у учителя 3 В класса. Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию мотивов нравственного поведения можно путем выявления уровня сформированности нравственных мотивов, что является третьим этапом констатирующего эксперимента.
С этой целью было проведено анкетирование среди учащихся обоих классов. В анкетировании 3 А класса участвовало 20 человек, 3 В – 22 человека. Детям было предложено 5 вопросов с двумя вариантами ответа в каждом. При этом выбор варианта а) свидетельствовал о склонности поступать нравственно и, следовательно, высоком уровне сформированности мотивов нравственного поведения, выбор б) – нет.
Проанализируем ответы детей каждого класса на каждый из вопросов и графически изобразим результаты.
1.
Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
3 А класс.
Этот вопрос разделил класс пополам: по 10 человек выбрали варианты а) и б). Вообще же, этот вопрос достаточно сложен даже для многих взрослых людей, но в данном случае мы не предлагаем ребенку рассуждать, как нужно поступать, а просим его вспомнить, чем на «не очень хорошее» к нему отношение отвечает он. Оказалось, что 50% детей этого класса считает, что нужно прощать, и 50%, что нужно отвечать тем же, и соответственно своей установке поступают.
3 В класс.
В этом классе вариант а) выбрали 16 человек (73%) и 6 человек (27%) – б).
Таким образом, ответы на этот вопрос показали, что в 3 В класса больше учащихся, склонных прощать плохое отношение к себе других людей, чем отвечать тем же. А это свидетельствует о большей эффективности работы учителя данного класса по формированию мотивов нравственного поведения, чем учителя 3 А класса.
2.
Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.