Дидактика
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и обучения .
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков , осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему культурных и научных ценностей , накопленных человечеством.
Дидактика отвечает на вопросы :
- чему учить
- как учить
- где учить
- в каких организационных формах
Основные понятия дидактики :
Учебный процесс
Принципы обучения
Методы обучения
Содержание образования
Формы организации учебной работы и др.
Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )
Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний , как педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ . На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).
Я.А. Коменский 1592-1670 |
1.Великая Дидактика 2.Материнская школа 3.Мир чувственных вещей в картинках 4.Откратая дверь языков и всех наук |
-Теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности ; -Провозгласил «золотое правило дидактики» -Обосновал и применил на практике принципы сознательности , систематичности , последовательности и прочности усвоения знаний. -Стремился сильнее развивать познавательные способности уч-ся, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению» -Разработал классно-урочную систему обучения -Выдвинул идею всеобщего образования : «учить всех всему» |
Жан Жак Руссо 1712-1778 |
Роман-трактат «Эмиль или о воспитании» |
-Дал оригинальную характеристику возрастного развития ребёнка : 1- от рождения до 2 лет 2- от 2 до 12 «сон разума» 3- от 12 до 15 умственное вос-ние 4- от 15 до совершеннолетия «период бурь и страстей» -Предложил учебные занятия проблемного , поискового характера -Дал характеристику методам обучения -Выдвинул идею связи обучения с жизнью , с наблюдениями явлений природы |
Иоган Генрих Песталоцци 1746-1827 |
1.Лингард и Гертруда 2.Как Гертруда учит своих детей 3.Азбука наглядности 4.Наглядное учение о числе |
-Разработал теорию элементарного образования ;Считал что в основе познания мира лежат 3 элемента : форма , число , слово -Разработал принцип наглядности , хотя чрезмерно усложнил и довёл до абсурда |
Адольф Дистервег 1790-1866 |
Руководство к образованию немецких учителей |
-Главной задачей обучения является развитие умственных способностей детей -Создал дидактику развивающего обучения (изложил её в виде 33 законов и правил обучения ) -Много внимания уделял закреплению материала -Утверждал : « плохой учитель сообщает истину , а хороший учит её находить » |
Константин Дмитриевич Ушинский 1824-1870 Основоположник начального обучения в России |
1.Родное Слово 2.Детский мир 3.Человек как предмет воспитания |
-Разработал методики преподавания учебных предметов -Выступал за связь обучения с жизнью , с трудом -Разработал принципы обучения , основы содержания начального образования -Раскрыл психологические основы обучения |