Дидаскология
Концептуальная идея - практическая ее реализация => нбх-сть поэтапной организации учебно-познавательной Д студента. Были выделены информационный, актуализирующий и моделирующий этапы учебно-позанавательной Д.
1) Информационный. Цель: формирующая система знаний о самоактуализации личности и ее проф-
пед. направленности, что достигается через расширение и углубление некоторых тем курсов ("Введение в специальность", "Общая психология", "Педагогика" и др.), новых тем прикладного характера (диагностика и самодиагностика).
2) Актуализирующий. Цель: научение, приобретение индивидуального опыта формирующейся системы специальных умений, направленных на проф. самоактуализацию своих инд. особенностей. Средства:
организация спец. практических занятий.
3) Моделирующий. Цель: освоение и закрепление новых способов действий педагога на основе
совершенствования умений. Средства: организация учебных и практических ситуаций естественного,
самостоятельного научения в процессе прохождения пед. практики. Это апробировалось на начфаке (спецкурс "Самоактуализация педагога" и как сквозная проблема). Вскрыты и обоснованы псих-пед условия обеспечения самоактуализации:
перевод внешнезаданных целей проф. обучения во внутренние цели Д (индивидуализированная эталонная Д),
знание пед. теории выступает как общая методология предстоящей Д на 2 этапе, как предпосылка для
постановки и решения личностно-проф. проблемы. 3 этап - инструментальная пед. Д.
динамика организационных учебно-познавательных форм обучения от совместного взаимодействия к
совместно-индивидуальной Д на фоне контекстного обучения.
самодеятельностно-рефлексивный подход к организации учебно-познавательной Д: постепенный переход от
интеллектуальной рефлексии (осознание Д) к личностной рефлексии (осознание себя).
Возникновение пед.
профессии.
Чтобы возникла профессия педагога, должен был возникнуть соц. институт - школа. Первые школы сущ-ли в Др.
Египте.
Учительская профессия появляется в Др.
Греции.
Школа грамматиста (1), кифариста (2), Палестра (3), Эфибия (4), Академия (5). Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан
(римлянин):
"Достичь гармонию можно за счет правильно организованного обучения. Упор - на общегуманитарное развитие детей".
Квинтилиан первым предъявил требования к личности учителя:
совершенствование знаний,
любовь к детям,
уважение к их личности,
нбх-сть организовать деятельность так, чтобы формировалась любовь и доверие к учителю у каждого
учащегося,
Средневековье:
бродячие учителя грамоты церковно-монастырской школы при каждом приходе.
Возрождение.
Рабле:
человек д/б предан своему воспитаннику, окружать его заботой, работой, знания должны опираться на опыт
самого ребенка, знания д/б практичны для жизни и охватывать все стороны жизни ребенка.
Лютер:
сторонник открытия большого количества школ на родном языке, школы д/б предназначены и для
мальчиков и для девочек.
Новый тип учебных заведений - иезуитские коллегии.
Массовой учительская профессия становится с начала ХIХв. Возрастает престиж учительской профессии,
появляются первые учительские семинарии.
Х1Хв. -
появляется специальная пед. литература (научные и методические рекомендации, статьи о передовом
пед. опыте). Пед. журналистика.
Первые пед. заведения - подготовка учителей.
Германия, I половина Х1Хв.
Дистервег
(великий немецкий педагог - отец немецких учителей): от него пошла журналистика. Как надо учить и воспитывать детей. Наиболее полно осветил требования к учителю (внешним и моральным).
Гербарт Иоганн:
от него пошло направление пед. этика. он же сформулировал понятие пед. такт.
В конце Х1Хв.
в связи с развитием реформаторского течения, создания новых типов школ, требования к личности