Творческие игры в работе над слогом
Дидактические игры занимают все больше места на уроке. Учителю важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного задания на другое, с целью обработки определенного способа действия, во время физминуток, придавая учебной работе дополнительные положительные эмоции.
Все более прочные позиции в методике, педагогике и психологии занимает обучение, направленное на развитие понятийного мышления, при котором должно происходить усвоение полноценной теоретической информации. « Если мы хотим, - писал Д.Б.Эльконин, - чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности содержания».
Обучение грамоте должно начинаться с сознания у детей общих представлений о строении языка, с организации наблюдений за происходящими процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со строительства системы лингвистических знаний учащихся. Такое обучение не может обойтись без освоения специальных лингвистических понятий.
Одно из первых фонематических понятий, с которыми знакомятся первоклассники, - слог. Оно используется в трех направлениях:
- для обучения чтению – мы учим читать не сразу целыми словами, а сначала по слогам;
- для обучения фонематическому анализу – звучащее слово делится на слоги, а затем выделяются звуки внутри каждого слога;
- для обучения письму – мы учим детей для самоконтроля, диктовать себе по слогам.
Познакомить с понятием – значит познакомить детей с его опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от других. Для слога это:
- звук или группа звуков, произносимых на одном выдохе;
- слог не обладает лексическим значением;
- при нарушении последовательности слогов слово искажается или превращается в другое.
Осознанное усвоение детьми этих признаков и приведет к осознанному усвоению понятия «слог».
Для понимания первоклассниками того, что слог – это группа звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных признаков), методикой в разные годы предлагалось много приемов. Например, использование горящей свечи описывал известный русский методист А.М.Пешковский. В качестве примера мы предлагаем обучающую игру, рекомендованную П.С.Жедек.
«На стадионе»
- Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.
Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».
- Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово. А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно, они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.
Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.
Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.
Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать? (Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.) Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь, понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги соединились, получилось слово.
На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.
Что за ли? Что за мон?
Никакого смысла.
А как скажут лимон –
Сразу станет кисло!