Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения.
Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.
Таким образом, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру, 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность, 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру), 4) особое содержание усвоения, 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка, 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни; как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. В целом развитие сюжетов игр ведет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем - к сюжетам, отражающим общественно-политические события. В первом классе большое место в игре отводится школе - дети учат кукол, друг друга. В 9-10 лет игры со школьной тематикой исчезают. У детей 7-8 лет продолжаются игры, связанные с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится импровизация. У младших школьников широко представлены индивидуальные и групповые игры. Но последние преимущественно небольшими группами - по 2-3 человека. Распространены ритмические игры, игры в театр. Большое место в третьем классе начинают занимать игры с правилами без сюжетов и спортивные игры. Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане внешних действий - к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий. То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.
В игровой деятельности ребенок познает мир через его восприятие. Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. В связи с этим считаем важным рассмотреть психологические особенности процесса восприятия.
Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного и младшего школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию: