Методика применения игр на уроках природоведения.
2. Кто работает в лесу?
3. Какую роль играет снег в жизни растений? Как зимуют клюква, земляника, пшеница, посаженная осенью?
Привал «Птичий»:
1. Отгадайте загадки: Верещунья белобока,
А зовут ее … (сорока)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает …. (воробей)
2. Найди птицу. Работа с набором открыток.
Преодолев препятствие, мы пришли к замку Снежной Королевы. Осталось разгадать ребус, узнать, кого заточила в своем замке Королева.
- - - -
- - - сна (Весна)
- - - -
Сорока-Белобока и Старичок-Лесовичок завершают удачное путешествие своей благодарностью.
Второй вариант урока, который мы разработали и провели, направлен на развитие восприятия у детей.
II тема: «Весна в жизни растений и животных».
Цель: Наблюдения за животными или растениями. Наблюдение за погодой и временем года. Научить ребенка видеть разные стороны животных и растений: познавательные и эстетические, нравственные. Эстетическое восприятие направлено на поэтические сравнения, цветовые сочетания, причудливые формы, контрастные размеры, красоту общего вида и деталей, чувства, которые они вызывают, разнообразие движений и поз у животных, их чувства. Нравственное восприятие предполагает сочувствие, стремление защитить, помочь, видеть отношения между животными. Познавательное восприятие направлено на выделение формы с структурой предмета, его частей, их особенностей (формы, цвета, качества, поверхности, размера, расположение, пропорции, температуры, цвета), образ жизни, повадки, местность произрастания растений и обитания животных.
При наблюдении за погодой в разное время года надо уделять внимание небу, осадкам, изменению окраски окружающей местности, изменению настроения у людей, их деятельности, изменению в растительном и животном мире. Здесь важно показать взаимосвязь всех изменений, чтобы сформировать целостный образ явления. Для этого можно использовать поэтические сравнения, стихи, иллюстрации, дать возможность физически ощутить эти изменения и природные воздействия, показать способы их изображения в рисунках, подбирать цвета, характерные для природных изменений.
Главная задача - закрепить за каждым новым понятием (словом, названием) зрительные образы, весь комплекс других ощущений (запаха, звуков, температуры и др.), а также настроений и активной деятельности, эстетическое восприятие и знания об особенностях этих явлений.
1. Расскажи об этих животных.
(Даны рисунки - волка, лисы, зайца)
Как называются эти животные? Где они живут? Опиши их внешний вид. Какие они по характеру и повадкам? Что ты еще знаешь? По ходу беседы с ребенком добавляем ему новую информацию, помогая последовательно и подроьно отвечать на наши вопросы. Дополнительно читаем рассказы об этих животных, знакомим ребенка с неизвестными ему животными. При описании сравниваем их с другими животными.
2. Угадай, о каком животном здесь говорится:
- рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе;
- длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках;
- долбит дерево длинным носом, в красной шапочке;
- у него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко, и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный;
- зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.
Потом ребенок сам загадывает другим ребятам такие же загадки про других животных.
3. Угадай, о каком цветочке здесь говорится:
У него чудесный Желтый сарафанчик
Золотистый цвет. Я сменю потом
Он большого солнца На легкий и воздушный,
Маленький портрет. Ветерку послушный.
Белые платьица, Голубое платьице