Методика применения игр на уроках природоведения.
Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)
Почему луговую герань называют журавельником?
(Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)
«Охрана природы».
Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие нг поверхности почвы отмершие хвоя, листы деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)
Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?
(Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300—500 лет.)
Напомните правила сбора грибов.
(Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)
Почему не в каждом лесу растут лишайники?
(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)
Почему особенно весной и в начале
лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры?
(Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.)
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
(Не вытаптывать траву у гнезда, если
оно
на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой?
(Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощным.)
Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно.
(Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
Каковы причины лесных пожаров?
(Непотушенный костер, окурок, молния.)
Как правильно разжечь костер?
Вырать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)
Какая охота разрешается в лесу
в любое
время года?
(Фотоохота.)
«Бюро погоды».
Какая будет погода?
Рыба не клюет — она сыта.
Пчелы сидят в улье и громко гудят.
Муравьи не спешат на работу, закрыты
все
ходы.
Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.
Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.
Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.
Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.
Крот нагребает высокие холмики.
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
(Все это признаки ухудшения погоды.)
Какая будет погода?
Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
Ласточки и стрижи летают высоко.
Комары-толкуны толкутся столбом.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.
Соловей поет всю ночь.
Птицы весело поют.
Раскрыты цветки кувшинки.
Голуби разворковались.
Паук усиленно плетет сети. (К сухой погоде.)
(Все это признаки хорошей погоды.)
Литература.
Верзилин Н. М. По следам Робинзона.— Л„ 1974.
Балбышев И. Н. Лесные встречи.— Л., 1981;
Родная природа.— Л., 1975; Из жизни леса.— Л., 1987.
Дмитриев Ю. Д. Путешествие на
всю
жизнь.— М., 1977; Солнцеворот.— М., 1975.
Стрижев А. Н. Календарь русской природы.— М., 1981.
Плавильщиков Н. Н. Юным любителям природы.— М., 1975.