Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями
Таблица 3 свидетельствует, что центральной темой в учебниках для чтения является тема «времена года». Самое большое количество лирических стихотворений посвящены весне, зиме, осени. Большое место также отводится лирическим стихам о Родине, о детстве. В небольшом количестве представлены стихи о ВОВ, о дружбе, о школе.
Таблица 4
Виды лирики в учебниках для чтения
Виды лирики |
«Живое слово» | «Родная речь» |
Всего | ||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | ||
Медитативная | 6 | 5 | 7 | 3 | 4 | 7 | 32 |
Медитативно- изобразительная |
14 | 9 |
11 |
9 |
19 |
26 |
88 |
Собственно изобразительная |
30 | 34 |
30 |
16 |
49 |
31 |
190 |
В учебниках для чтения представлены все виды лирики, но из таблицы мы видим, что в начальной школе чаще других видов встречается собственно изобразительная лирика, как правило, пейзажная, которая более понятна детям.
Анализ школьных учебников показал, что на современном этапе, лирические стихотворения занимают важное место на уроках чтения. А значит, необходима и методика работы над лирическими произведениями.