Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями
д)пришла-9% д)ни одного слова-22%
е)повисла-13%
ж)рассыпалась-9%
з)дохнул-13%
и)волшебница-48%
к)пеленой-30%
Как можно видеть, дети выбрали 10 вариантов различных слов, без которых, по их мнению, стихотворение стало бы некрасивым. Из этих вариантов, три – имена прилагательные, все, какие есть в этом стихотворении. Однако только один человек назвал все эти три слова, 28% назвали два прилагательных, 13% – одно, и 39% в своих ответах не указали имен прилагательных вообще. То есть школьники затруднились при нахождении эпитетов, с помощью которых лирические стихи и приобретают выразительность и красоту. Из фронтального опроса выяснилось также, что только один человек помнит определение эпитета. Но всё-таки имен прилагательных выбрали больше, чем глаголов. Радует то, что 48% учащихся выбрали имя существительное "волшебница", без которого стихотворение, действительно, потеряло бы часть своей красоты. Таким образом следует обратить внимание на терминологию учащихся, напомнить роль эпитетов в лирических стихах и почаще, при работе над ними, давать задание найти слова, без которых стихотворение потеряло бы красоту. Тогда не будет 22% тех, кто не смог найти ни одного слова.
2. Вот какие слова, по мнению детей, говорят о звуках в этом же стихотворении:
а)завыл-87%
б)дохнул-52%
в)мороз-13%
г)не нашли таких слов-9%
Только 9% учащихся не смогли выполнить задание. Совершенно верно большинство детей определили, что слова "завыл" и "дохнул" передают звуки. Но особенно интересным является ответ "мороз". А.С.Пушкин в стихотворении использовал много слов с буквой "р", тем самым передавая звук треска от мороза. Младшие школьники не знают о "звукописи", но треск был услышан и был определен его источник – мороз.
Таким образом, большинство детей с первой и второй частью задания не справились, т.е. не смогли найти изобразительные средства языка в предложенных произведениях. Но отлично выполнили третью часть задания. Тем не менее необходимо обратить внимание на отсутствие у детей умения работать с языковыми средствами, об отсутствии понятийного аппарата.
Задание 5
. Ответьте на следующие вопросы:
1.Как вы понимаете: "лирическое стихотворение"?
2.Что значит: "определите тему стиха"?
3.Какой образ представляется вам при чтении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утес"?
4.Дайте определение рифме
Цель: Выявить уровень владения понятиями.
В эксперименте приняли участие 23 школьника.
1.На данный вопрос не смог ответить никто. Были только даны два предположения: это стихи о природе, это грустные стихи.
2.Были получены следующие ответы:
а)определить тему - значит рассказать, о чем стихотворение-61%
б)не могу ответить-39%
3.Вопрос был не понят, слово «образ»- неизвестно.
4.Определение рифме дали 78% опрошенных.
Если также обратиться к выводу 4-го задания, то мы можем сделать вывод о том, что дети не владеют всеми необходимыми понятиями по данной теме.
Задание 6
. Прочитайте стихотворения "Осень" А.Твардовского, "Осень" И.Бунина и "Рожь, рожь…" А.Твардовского. Что вы можете сказать об этих произведениях?
Цель: Выявить знания особенностей лирических стихов.
Проанализировав 23 работы, мы пришли к заключению, что в них чаще всего указываются:
а)определения, характеризующие стихотворения: красивые, грустные, прекрасные, загадочные, добрые и др.
б)тема произведения: про осень, про природу.
в)краски: или которыми пользовался поэт, или, которые есть в природе.
г)размышления об авторах: поэты - знаменитые, хорошие, хотели, чтобы стихи понравились.
д)отношения к прочитанному: понравились, душа радуется.
е)качество стихотворения: много прилагательных, которые передают красоту, есть рифмы; когда читаешь, представляешь написанное, стихи передают настроение поэта.
ж)рекомендации по чтению: плавно, хорошо читать.
Таким образом, дети, не зная определения лирики (как указывалось в 6 задании), смогли выявить несколько общих черт, характерных для лирики. А именно: тематика стихотворений (про осень, природу), являющаяся одной из наиболее распространенных в школьных учебниках; наличие большого количества эпитетов ("много прилагательных"); эмоциональность (грустные, загадочные стихи).
Задание7.
Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…", соблюдая все паузы и логические ударения:
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Цель: Установить уровень владения навыками выразительного чтения лирических стихов.
Было индивидуально опрошено 12 учащихся.
Полученные результаты:
а)Соблюдены паузы, логические ударения, интонация верная-25%