Анализ методической литературы
5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт усовершенствования учителей. - 1993.
Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать: «Художественное своеобразие русской литературы начала XX века», «Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др. В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн) дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней школе.
Статьи_
1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы.
XI класс // Русская словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29.
В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой:
Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и Пушкин.
Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме «Реквием».
Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя».
Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи».
2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой.
XI класс. Опыт прочтения. // Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.
В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на уроках по творчеству поэтессы.
3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230.
Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах:
«…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной?»;
«…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов – акмеистов?»;
«…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?»
Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней школы.
Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них.
И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста – одна из самых сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую жизнь» (11;3).
В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно. Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память.
Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению внимания.
Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции.