Анализ методической литературы
Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.
Изучение лирических произведений способствует развитию личности.
«Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и усложнить переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует желание стать интересным, образованным человеком.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни, счастья, любви, долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения, помогающие выстроить свою систему взглядов.
Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии» воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему миру человека, к состоянию его души.
В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается стремление к самоанализу».
В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко – литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и проблематике произведений.
В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях.
Правильное и систематическое изучение лирических произведений способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную, почувствовать свою связь с историей.
Основными целями изучения художественного произведения
в
школе
мы видим следующие:
воспитательные:
становление духовного мира учащихся;
воспитание эстетического вкуса учащихся;
воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;
- создание условий для формирования внутренней потребности личности в самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей; образовательные:
формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;
формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере художественной литературы;
развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала, его первоначального анализа);
формирование представления о мировой литературе и мировом литературном процессе;
ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование целостного и многогранного видения литературного процесса.