Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Т. е. мы можем убедиться в том, что родители открыты к критике в свой адрес, восприимчивы к рекомендациям, что открывает возможности для коррекции и развития взаимоотношений родителей и детей.
Но, памятуя о жалобах родителей на непослушание, взаимонепонимание, мы сочли необходимым провести психодиагностическое обследование детей. Обратимся к качественному анализу результатов данного обследования.
В большинстве рисунков мы можем наблюдать средний уровень эмоциональной стабильности, т. е. дети рисуют полный состав семьи, нет деформированных фигур, явных признаков агрессии в семейной ситуации. Но при более детальном рассмотрении, мы можем констатировать, что не все так уж благополучно. Во-первых, практически на всех рисунках изображена «просто семья». Отсутствует совместная деятельность, объединение членов семьи, т. е. дети просто перечисляют тех, кто живет вместе с ними, иногда «забывая» включить себя в эту семью. Лишь в двух случаях мы услышали, что «мы всей семьей гуляем». Но из этих рисунков также ни один нельзя назвать абсолютно благополучным. В первом случае девочка говорит, что они гуляют в парке, но «папа с мамой отстали и идут сами по себе», во втором – девочку от остальных членов семьи отделяет дорога.
Можно встретить такие рисунки, в которых члены семьи перечислены, но ребенок находится в некотором отдалении от родителей или ближе, например, к бабушке.
В одном из рисунков мы встретили косвенное указание на то, что ребенок не привык высказывать свое мнение, его считают «неспособным», не прислушиваются к тому, что он говорит, что, в свою очередь, вызывает тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации.
Следующий рисунок указывает на гиперопеку в семье: ребенок инфантилен и в наших наблюдениях и в манере рисования. Действительно, мама, воспитывая одна единственного, соматически ослабленного ребенка, видит его малышом, не хочет, чтобы он взрослел, что отражается на психологическом здоровье ребенка. Мы предполагаем, что данный случай наиболее труден для коррекции, учитывая, что у мамы обнаруживается низкий уровень сенситивности к отвержению.
Следующий респондент (папа мальчика) высказывал жалобы на то, что его сын «мямля, маменькин сынок». Что же мы видим на рисунке? Ребенок вытесняет отца с рисунка, мотивируя это тем, что «папа на работе». Причем в рисунке явно прослеживается тревожность.
Три ребенка, изображая семью, перечислили всех членов семьи, но некоторые признаки указывают на нехватку эмоционального тепла, потребность в ласке.
Особенную тревогу вызывают два рисунка. На одном из них ребенок просто отказался рисовать свою семью, сказав, что хочет рисовать чужого дядю. Почему он так поступает, ребенок наотрез отказался объяснять, отметил лишь, что ему «противно рисовать их всех». В данном случае, у мамы мальчика мы констатировали очень низкий уровень эмпатии по всем трем шкалам.
Второй рисунок показывает нам несуществующего члена семьи – маму. Причем мама располагается между девочкой и папой, который прикладывает все усилия для воспитания дочки. Но, не понимая её переживаний, папа очень сильно акцентирует внимание на отсутствии матери у девочки, создавая у нее чувство неполноценности в семейной ситуации.
Необходимо отметить, что в ходе беседы выяснились следующие особенности. Возможно, ограждая детей от трудностей, родители не посвящают их в такие вещи, например, где и кем работают родители. Практически все дети с трудом отвечали на этот вопрос, несмотря на то, что им уже по восемь лет. В лучшем случае дети могли ответить на одну часть вопроса, например, «работает на заводе», «мой папа – начальник», и т. д.
Не менее тревожен тот факт, что из тринадцати детей на вопрос: «Кто на рисунке самый счастливый?», дети отвечали: «Папа», «Мама», «Брат» и т. п. Лишь в двух ответах мы услышали: «Мы все счастливы». На вопрос: «Кто самый несчастный?», дети отвечали по-разному: «Я», «Мама», «Дедушка». Но самое любопытное, что на вопрос: «Почему?», они не смогли дать ответ. Дети либо говорили, что не знают почему, либо отвечали: «Потому, что это так». Ответа же, выражающего чувства, нам не удалось получить. Возможно это происходит потому, что большинство родителей сами не умеют вербально, или не вербально, выразить свои чувства, а также не учат этому детей.
Дети чувствуют непонимание, отсутствие эмпатии в семье, что приводит к эмоционально-личностным проблемам: чувству неполноценности в семейной ситуации, тревожности, отсутствию эмоциональной поддержки. Все это может привести к повышению агрессивности, негативным подростковым реакциям, неумению в дальнейшем строить взаимоотношения в своей семье.
Для того ,чтобы снивелировать данные проблемы, необходима коррекция детско-родительских взаимоотношений. Следует проводить комплексную работу с семьей, как с родителями, так и с детьми.