Цели индивидуализации в обучении
учебной работы);
2) необходимость из достигнутого уровня влечёт за собой требование выявления этого уровня у каждого ученика;
3) развивающее обучение не ведёт к нивелировке учащихся по уровню развития. Из этого следует, что индивидуализация необходима не только как исходный момент, но должна сохранятся в течении всего периода обучения;
4) развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда.
Для того, чтобы обучение проявило развивающий эффект, развиваемый субъект должен быть включён в активную деятельность, в общении. .[7]
Активность используется в двух основных значениях:
1) активность как состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или действия;
2) активность как свойство личности.
Формирование активности как свойства личности возможно лишь через побуждение активности как состояния.
Выделяется три степени активности:
1) репродуцирующая;
2) интерпретирующая;
3) творческая.
Формирование творческой активности – высшая цель активизации учащихся. Необходимо учитывать, однако, что условием формированием творческой активности является предшествующая ей и её сопровождающая репродуцирующая и интерпретирующая активность. .[24]
В свете вышеизложенного понимании теории индивидуализации и дифференциации обучения становятся совершенно отчётливо видны цели индивидуализации в обучении.
В дидактике обычно различают три категории целей обучения: обучающие (образовательные), развивающие, воспитывающие.
Под обучающими целями подразумевают содержательную сторону образования, т.е. предметные знания, умения, навыки; под развивающими целями – операционную сторону учебной деятельности, т.е. развитие умственных способностей и формирование умений учебного труда. Воспитывающие цели охватывают все те возможности, которые предоставляет учебная работа для воспитания.
Итак, сформулируем цели индивидуализации в свете выше изложенной трактовки.
Обучающая цель –
средствами индивидуализации или внутренней дифференциации усовершенствовать знания, умение и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня знаний, умением и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшать его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся исходя из интересов и специфики способностей.
Развивающая цель –
формировать и развивать логическое мышление, креативность и умения учебного труда при опоре на зону ближайшего развития.
Воспитывающая цель –
воспитание личности в широком значении этого понятия. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей ребёнка; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. .[1]