Внутриклассная индивидуализация учебной работы
Процесс обучения представляет собой систему сменяющихся актов взаимодействия учителя и учеников. Организация процесса обучения представляет собой поэтому упорядочение взаимодействия учителя и учеников в соответствии с целями обучения. Управлять учебной деятельностью школьников – это значит определять цели, помечать задачи, осуществлять планирование, организовывать учащихся для выполнения заданий, проводить оперативный контроль, вносить коррективы в организацию учебной работы, оказывать
помощь затрудняющимся, подводить итоги деятельности. Конечно, вопрос об организации и управлении учебной деятельностью школьников очень сложный, обширный и многогранный, поэтому в своей работе мы ограничимся рассмотрением только наиболее специфических и проблемных его сторон, которые характерны именно для дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Выше мы обосновали необходимость исходить, при организации развивающего обучения на основе индивидуализации, из достигнутого уровня развития каждого отдельного ученика. Мы подчеркнули, что эта необходимость влечёт за собой требование выявления уровня у каждого ученика. Именно с этим вопросом о принципах выделения типологических особенностей учащихся и сталкивается в первую очередь учитель, реализующий индивидуализированный и дифференцирующий подход в обучении. [16]
В психолого-педагогической литературе представлены интересные типологии отлично успевающих (Лейтес Н.С. “Об умственной одарённости”) и
и слабоуспевающих учеников (Мурачковский Н.И. “Типы слабоуспевающих школьников”, “Советская педагогика” 66/7). Однако, дифференцированный подход требует знания и действенного учёта особенностей всех учеников, поэтому необходима разработка единой типологии, которая бы включала в себя также наиболее обширную группу учеников, а именно: среднеуспевающих.
Единство такой классификации обусловлено объективной необходимостью, так как совершенно очевидна потребность в том, чтобы:
1) показать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен видеть рост ученика и учитывать его;
2) наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
3) выбрать систему работу с каждым из группы учащихся. Таких единых типологий на сегодняшний день крайне мало. Новая наиболее полная типология школьников, по-видимому, должна отвечать следующим требованиям:
а) критерии должны включать типичные индивидуальные различия, свойственные учащимся любого уровня успеваемости и любой возрастной группы;
б) такие критерии должны быть и в совокупности достаточными;
в) эти критерии должны быть доступны, так как учителя не всегда вооружены специальной аппаратурой и психологической подготовкой. [15]
Рассмотрим некоторые из существующих на сегодняшний день типологий и оценки их с точки зрения изложенных выше критериев.
Типология В.И. Самохваловой разработана для учащихся первого класса. Выделяемые критерии:
1) отношение к учению;
2) организация учебной работы;
3) усвоение знаний и навыков.
Данную классификацию нельзя признать полной, поскольку в ней не учитываются способности детей, кроме того она не учитывает психофизиологические возможности детей.
Другая классификация предложена А.А. Бударным. Он выделяет в качестве критериев следующее:
1) уровень развития способностей к учению;
2) работоспособность (причём “высота” работоспособности определяется психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением учиться). Слишком широкая трактовка лишает типологию конкретности и делает её малопригодной для практического использования. [5]
В типологии И.Э. Унт выделяются такие критерии как:
1) обученность;
2) обучаемость;
3) умение самостоятельной работы;
4) умение читать с пониманием и нужной скоростью текст;
5) специальные способности;
6) познавательные интересы;