Возможности интеграции чтения, изобразительного искусства и музыки.
Аромат произведения К. Паустовского, прекрасного само по себе, эмоциональное первоначальное восприятие его усилила музыка Э. Грига, что и было основной целью урока. На наш взгляд, опыт оказался удачным".
Конспект урока смотрите в приложении IV.
Прежде чем говорить об интеграции чтения и изобразительного искусства, хочется процитировать cлова Ш.И. Ганелика: "Первый интерес к книге у детей дошкольников возникает чаще всего благодаря иллюстрациям, этому "волшебному ключику", который открывает перед маленькими читателями дверь в живой и многообразный мир художественной литературы.
Уже в этот период рисунок будит воображение ребёнка, формирует его представления е мире реальном и мире сказочном, приобщает к искусству линий и красок.
В школе отношение детей к рисунку, к иллюстрации делается осознанным и оценочным. Ученик не только получает специальные знания об изобразительном искусстве, но и сам пробует свои вилы в создании рисунков, иллюстраций.
Именно это положено за основу интеграции предметов чтения и изобразительного искусства.
Программа по изобразительному искусству предполагает, что уже к концу второго класса дети смогут в своих собственных рисунках "композиционными приёмами выделять интереснее в сюжете", передавать смысловую связь, эмоциональное отношение.
При правильно построенной работе на интегрированием уроке чтения и изобразительного искусства за счёт использования картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к истерическому быту или к области духовной жизни человека.А иногда и поясняется смысл целого рассказа или сказки. Так, например, нами проведён интегрированный урок чтения и изобразительного искусства в первом классе на тему "Русская народная сказка "Колобок". Иллюстрирование сказки". На этом уроке по ходу чтения учитель иллюстрирует прочитанное, поясняя смысл, одновременно спрашивая мнение ребят, касающееся продолжения сказки. Тем самым, к концу сказки дети почти сами завершают её чтение, используя сведения, полученные путём логической переработки предыдущей информации благодаря творческим заданиям, используемым на этом уроке. Конспект урока смотрите в приложении I.
Доказано, что эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.
На интегрированных уроках чтения и изобразительного искусства стимулируется речевая, деятельность на уроке, развивается и обогащается их словарный запас.
Выводы по
II
главе.
Во второй главе дипломной работы мы систематизировали изученный материал, обобщили и сделали некоторые выводы. Кроме этого предоставили некоторые фрагменты разработок интегрированных уроков.
Подводя итог, следует отметить, что интеграция вышеуказанных предметов заключается в следующем:
1. Работа с картинами, рисунками отвечает требованиям с одной стороны, программы по развитию речи, т.к. обеспечивает формирование коммуникативных умений: умений раскрыть тему, основную мысль автора; с другой стороны, программы по изобразительному искусству, в соответствии с которой учащиеся знакомятся с особенностями произведений изобразительного искусства, с языком живописи, с жанрами;