Межпредметная интеграция как педагогическая проблема.
Выходом из такой ситуации представляется ликвидация многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. Создаются крупные учебные предметы или курсы с большим числом часов, что решает проблему нагрузки- учителей, а также проблему учебного времени. Интегрирование даст экономию времени и рациональное его распределение". (13, с.46)
"При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. "Снимается проблема отношения учащихся к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля. Интеграция способствует формированию научной картины мира.
Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования".
Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна интеграция предметов? Она предполагает выполнение трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики.Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Эта проблема довольно-таки нова, интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея чёткой системы методических рекомендаций поэтому вопросу, вынуждены решать проблему на эмпирическом уровне. И свои наработки по данной теме публикуют в периодической печати. Кроме учителей -"практиков", этой проблемой занимаются методисты, педагоги -"теоретики".Так, можно назвать ряд работ, посвящённых рассмотрению явления интеграции.
В пятом номере журнала "Начальная школа" Т.Г. Браже написала статью "Интеграция предметов в современной школе", в которой рассматривает появление интеграции как педагогического явления. Она пишет: "Интеграция возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук и её отраслей. Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту, - стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей".Т.Г. (4,с.150) Браже в своей статье указывает на то, что "основойдля нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давший школе новый взгляд на связь предметов единения в содержании образования". (4,с.151)
Кроме того, в своей работе автор раскрывает уровни и направления интеграции в современной школе: "Практика показывает разнообразие вариантов воплощения этих подходов. Отметим некоторые из них, наиболее существенные.
Прежде всего - это рождение новых интегрированных предметов, рассматривающих связь человека и природы, человека и общества, истории и краеведения и другие связи.
Второе направление - интеграция "старых", классических предметов. Сюда относятся эксперименты интегрирования школьных курсов истории и литературы, интегрирование курсов русского языка и русской литературы, русской и мировой литературы, русского и иностранного языке, литературы и искусства и т.д. Этот процесс в школе может вылиться в рождение единых для двух-трёх спецкурсов (т.е. длительного цикла объединённых уроков), бинарных уроков по отдельным темам, общих внешкольных мероприятий (кружков, вечеров, диспутов), не отменяющих существование "старых" курсов порознь.