Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формированию или совершенствованию грамматических, лексических навыков.
Очень интересны межпредметные проекты, также организуемые вокруг определенной проблемы. Это могут быть международные проекты по экологии, географии, демографические проекты, исторические, творческие, пр. Но если они международные, значит они должны проводиться на иностранном языке. В любом случае в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выступает в своей основной функции - средства формирования и формулирования мысли, средства общения. Причем общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров, узнают массу интересных вещей друг о друге, о которых порой и не догадывались. И что особенно важно и ценно, они учатся понимать друг друга и осознавать тот факт, что все мы живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит надо научиться уважать друг друга. В настоящее время проектная деятельность стала наиболее популярным видом деятельности школьников в сетях.
В медиатеке за одним компьютером часто работают несколько учащихся, причем работают совместно. То, что реально один из них осуществляет поиск информации в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они совместно обсуждают саму проблему и возможные путч поиска нужной информации. Ожидать, что это обсуждение происходит на иностранном языке - верх наивности, разумеется, на родном языке. Но сама информация, необходимая им для тех или иных: целей проекта должна быть на иностранном языке или предполагается ее использовать в задании на иностранном языке.
Важным средством повышения интереса у школьников к самостоятельной работе является проблемный характер заданий. Пример такой самостоятельной работы предлагает нам Р. П. Бормашенко. Она считает, что большой воспитательный эффект заключает в себе газета. В газете содержится информация о текущих событиях, о том, что знакомо учащимся. Она формирует у школьников умение самостоятельно ориентироваться в газетном тексте, работать с ним. При рассказе какой-либо статьи они овладевают необходимыми речевыми образцами:
§ I’ve read the article …
§ The article carries material about…
§ The writer pays attention to …
В организации самостоятельной работы, в частности при работе с газетой, очень важно учитывать принцип последовательности и посильности. Н. Г. Кривоносенко начинает знакомить учащихся с газетой уже в 7 классе. В начале ребята рассматривают фотографии, читают подписи к ним. Из класса в класс задания постепенно усложняются. Важно, чтобы сами дети испытывали желание читать журнал или газету. Для этого в кабинете следует использовать журнальный столик, чтобы каждый желающий смог найти себе интересующий материал. При чем журналы следует обновлять.
Недостатком в организации внеурочной работы является то, что школьникам нередко даются задания или упражнения, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Чтобы избежать этого, необходимо давать учащимся образцы или примерные фразы для последующих ответов на вопросы учителя о прочитанном материале.
Так, например, Л. А. Прокопьева в своем учебном процессе использует переписку школьников со школьниками, являющимися носителями языка. В ее кабинете оформлен специальный стенд. Здесь даны рекомендации по внешнему оформлению письма, приведены образцы его начала и концовки, выражения просьбы к партнеру по переписке, выражения благодарности и извинения. Чтобы придать переписке целенаправленный характер, учитель рекомендует темы. Например, в 4 классе: расскажи другу по переписке о своей школе, расспроси об этом своего друга и тому подобные. А на уроках она использует выдержки из писем при повторении изученных речевых образцов, при обучении восприятию текста письма на слух и умению вести беседу по его содержанию. Иногда благодаря этой переписке, школьники осознают, что им нужно научиться читать, понимать написанное, то есть знания и умения, которые они приобрели в ходе работы по теме, могут пригодиться им в жизни.