Сущность проблемного обучения.
Приемы создания проблемной ситуации: [16 c.32]
1. Предъявить противоречивые факты.
2. а) обнажить житейское представление.
б) предъявить научный факт.
В типе проблемной ситуации «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя.
При столкновении школьников с противоречием, они испытывают чувство удивления или затруднения. Учебная мотивация родилась. Учитель может сам поставить проблему или это делают ученики. Для облегчения задачи необходимо развернуть побуждающий диалог - стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие ученикам сначала осознать противоречие, а затем сформулировать учебную проблему.
«Приемы проблемных ситуаций»
(по Мельниковой Е.Л.)
Таблица № 1.
№ приема проблемной ситуации |
Осознание противоречия |
Формулировка проблемы |
1 |
Какие вы видите факты? |
Какой вопрос возникает? |
2 |
Вы как думали? Как на самом деле? |
Сформулируйте проблему. Что нам известно? |
3 |
Можете ли вы выполнить задание? Почему? |
Какова будет цель (тема) урока? |
Сокращенный путь к учебной проблеме - подводящий диалог. Это система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к открытию нужной мысли. В его структуру входят репродуктивные задания. Последний вопрос учителя обобщающий. Как создаются проблемные ситуации? Общее правило: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-
следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.
Основные способы создания проблемных ситуаций: сообщение информации (опорные знания); сопоставление фактов (с одной стороны, . с другой, .); анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. Осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, а поиск - компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а, следовательно, нет и творческого мышления. [16]
Таким образом, не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися. Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.
Сравнительная характеристика побуждающих и подводящих диалогов. (по Мельниковой Е.Л.)
Таблица №2
побуждающий |
подводящий | |
структура |
Вопросы или побуждающие предложения, провоцирующие мысль ученика. |
Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. |
Признаки |
· скачок к неизвестному · неожиданные ответы · переживание риска · прекращение с появлением нужной мысли ученика |
· пошаговый ход · жесткое ведение мысли · последний вопрос-обобщающий · переживание открытия · почти невозможны неожиданные ответы · идет до конца |