Сущность проблемного обучения.
Брушлинский (1983 год) выделяет два типа проблемных ситуаций:
Первичная - возникает тогда, когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, еще не осознает его, хотя и испытывает при этом недоумение, изумление, познавательный дискомфорт.
Вторичная проблема- проблема осознана и четко сформулирована. [2 с.38]
Способ разрешения проблемной ситуации - способ мыслительной деятельности. Характеризуется необходимой мерой обобщенности с целью его применения для решения конкретных задач.
Требования к проблемным ситуациям: [21 c.134]
— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого;
— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает обучаемый, а также уже имеющейся у него информации.
— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
— основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;
— проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
— формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;
— проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);
проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.
Педагогика в умственных операциях от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы усматривает следующие этапы [2]:
1. возникновение проблемной ситуации,
2. осознание сущности затруднения и постановки проблемы,
3. нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
4. доказательство гипотезы,
5. проверка правильности решения.
Единицей проблемного обучения является проблемный урок. Логика построения проблемного урока схожа с таковой в научном творчестве, но все же творчество ученика будет отличаться.
Этапы научного творчества: [16 c.36]
1. возникновение проблемной ситуации. Содержание этапа - осознание противоречия, формирование проблемы. Результат- вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения.
2. поиск решения. Содержание- выдвижение гипотезы. Результат- понимание нового знания.
3. выражение решения. Содержание- выражение нового знания научным языком в принятой форме. Результат- продукт (рукопись, книги, доклады).
4. реализация продукта. Публичное представление.
Ученик открывает знание новое для него. Он может выразить его в простых формах (вопрос, формулировка, опорный сигнал).
Таким образом, словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке изучения нового материала ученик проходит все этапы научного творчества, открывая субъективно новые знания и выражая его в доступных формах.