Результаты обследования и их обсуждение

Таблицы.

При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее значение индекса Кетле.

Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у Насти Д.

У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты (таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле (ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих (17%) школьников.

Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей группе здоровья.

Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК, представленное на рисунке 3.

Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-ростового показателя.

девочки

Весна 2002

мальчики

Осень 2002

девочки

мальчики

Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни одной, а у мальчиков у троих вместо четырех.

Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной и жировой ткани.

У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось (59%).

Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела (Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.).

Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития. С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу с низкой оценкой ИК.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8