Результаты обследования и их обсуждение
Как свидетельствуют литературные данные, низкая оценка (-1 и –2 балла) индекса Руфье определенно свидетельствует о недостаточном уровне адаптационных резервов такой важнейшей системы жизнеобеспечения, как кардиореспираторная. Низкая и ниже средней оценка индекса Руфье весной наблюдалась у 7% и 27% девочек и 6% и 29% мальчиков соответственно, большинство из этих учащихся имели оценки так же и по другим индексам, например Миша Е. И Катя М. имели низкие оценки по всем обследованным индексам, оба эти ребенка освобождены от уроков физкультуры и имеют з –ю группу здоровья, хотя мы неоднократно рекомендовали этим и ряду других учащихся заниматься корректирующими физическими упражнениями, т.к. гипокинезия, вызывая нарушения обменных процессов и избыточные отложения липидов, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей чаще возникают травмы, у них в 3-5 раз выше простудная заболеваемость (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г). Результаты повторного обследования индекса Руфье у этих же учащихся осенью представлены на рисунке № 10.
Рисунок № 10. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Руфье (ИР).
Как следует из данных, представленных на рисунке № 10 «Б», осенью нет ни одной девочки с высокой оценкой ИР, а у 20% учениц оценка ИР была выше средней, это на 7% больше, чем весной. Количество девочек со средней оценкой индекса Руфье увеличилось осенью на 6% и составило 46%, это означает, что у двух девочек Нины П. и Кати П. адаптационные резервы кардиореспираторной системы осенью несколько снизились. Количество учениц с низкой и ниже средней оценкой индекса Руфье осенью не изменилось 7% и 27% соответственно. Как следует из данных, приведенных на рисунке № 10 «Д», количество мальчиков с низкой 6%, ниже среднего 29% и средней 29% оценками индекса Руфье осенью не изменилось, но несколько снизились адаптационные резервы кардиореспираторной системы у Кирилла П., т.к. его высокая оценка ИР весной стала выше средней осенью, но в целом у мальчиков функциональное состояние и резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем лучше, чем у обследованных девочек, что очевидно связано с их больней двигательной активностью. Достоверно установлено, что количество занятий физическими упражнениями для адекватного развития организма школьников, предусмотренное существующим ныне учебным планом, недостаточно, т.к. школьные уроки физической культуры (2 часа в неделю) восполняют двигательный дефицит только на 11% (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г.).
Сравнительная оценка динамики индекса Руфье у школьников 10 – 11 лет весной и осенью, представлена на рисунке № 11.
Рисунок № 11. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Руфье.
Как следует из данных, представленных на рисунке № 11, осенью на 10% снизилось количество учащихся с высокой и на 6% с выше средней оценкой ИР, что обусловлено скорее повышением учебной нагрузки и изменением условий обучения. При этом количество детей со средней оценкой ИР увеличилось на 14%, но не изменилось с низкой (6%) и ниже среднего (28%) оценками ИР, следовательно у 32% обследованных учащихся и весной и осенью наблюдались низкий уровень адаптационных резервов кардиореспираторной системы, что лимитирует физические возможности организма детей. Таким учащимся мы посоветовали больше времени уделять физическим упражнениям. Соматическая, правильно организованная тренировка, улучшает физическую ССС, улучшает реакцию кардиореспираторной системы на мышечную работу, расширяет возможности детского организма. С лечебной целью использовать плавание, которое значительно улучшает не только деятельность ССС, но и дыхательной системы, увеличивая объем легких, экскурсию грудной клетки, величину жизненной емкости легких.
В ходе нашего обследования после оценки каждого показателя по таблицам в баллах мы рассчитывали общую сумму баллов, которой определяли уровень соматического здоровья школьников (рисунок № 12), т.е. степень жизнеспособности их организма, что в наибольшей мере определяется развитием общей выносливости.