Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности
Вопрос о развитии интеллекта затрагивал многих учёных. К примеру, такие американские психологи, как Клаусмайер и Лафлин, Ослер и Траутман изучали продуктивность решения задач школьниками с низким, нормальным и высоким IQ. Огромное влияние на представления психологов и педагогов о влиянии обучения на умственное развитие детей оказали также идеи Ж. Пиаже, который сформулировал вывод о том, что в процессе социализации ребёнка (его адаптации к условиям жизни) происходит развитие структур операций интеллекта; что возникновение и развитие более высоких интеллектуальных операций протекает по своим законам и т.д Но я бы хотела остановить свой взгляд на работах Б.Г. Ананьева об интеллектуальном потенциале человека в школьные годы его жизни.
При рассмотрении аспекта становления интеллектуального потенциала важно учитывать ту оценку, которая даётся Б.Г.Ананьевым роли корреляционных отношений в человеческом развитии, где не существует изолированных способностей, функций или даже отдельных реакций на конкретные внешние раздражения. ” Известно, - писал Б.Г.Ананьев, - что эффект той или иной отдельной реакции даже на изолированный одиночный стимул определяется системным механизмом поведения и зависит от комплекса внутренних условий“. Во всестороннем изучении корреляционных взаимозависимостей Б.Г.Ананьев видел глубокий практический смысл. Формирование корреляционного механизма, по его мнению, составляет внутренние условие работы любой отдельной психофизиологической функции и создаёт в то же время возможность преобразования одних функций под влиянием изменений в других, связанных с ними в той или иной корреляционной плеяде. При этом он имел в виду широкие возможности использования корреляционного механизма в процессах как обучения, так и воспитания. В работах Л.С.Выготского неоднократно подчёркивалась мысль о том, что основу умственного развития человека составляют преобразования межфункциональных структур, что сознание развивается как целое, изменяя с каждым этапом своё внутреннее строение и связи частей, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции.
Таким образом, изучение структурных отношений различных сторон интеллектуального потенциала, а не только знание его отдельных элементов позволяет судить о внутренних возможностях его развития в те или иные моменты жизни человека.
Становление интеллекта как сложного структурного образования в составе человеческих ресурсов важно изучать в школьный период жизни, так как именно в это время происходит его интенсивное формирование. Интеллект представляет собой центральный, существенный компонент человеческих возможностей, становление и зрелость которого зависят от степени включенности учащегося в учебно-познавательную работу, от активности личностной позиции самого школьника. Иначе говоря, успешность учения ускоряет процесс развития психики, её потенциальных возможностей.
На первом этапе изучения интеллектуального потенциала человека в различные периоды его жизни объектом являются первичные формы психической деятельности дошкольников. К ним относятся разнообразные психофизиологические функции, которые лежат в основе формирования интеллектуального потенциала человека. Б.Г.Ананьевым и его сотрудниками было проведено психологическое исследование детей, посещающих детский сад в возрасте 5 и 6 лет. В соответствие с задачами исследования был подобран методический материал для изучения памяти, внимания, мышления, вербального и невербального интеллекта. Для установления межфункциональных взаимозависимостей был использован корреляционный анализ.
Анализ экспериментальных данных показал, что в возрасте 5 лет дети имеют показатель образного мышления 2,905, а в возрасте 6 лет этот показатель возрастает в 1,6 раза и равен 4,643. Прирост показателя образной памяти составил 0,762. Исследовались также такие характеристики внимания, как точность и продуктивность. Дети 5 лет показали 71% точности выполнения задания, а в 6 лет - 89%. Показатель продуктивности внимания к 6 годам возрос в 1,24 раза. Анализируя показатели воображения, можно говорить о том, что показатель скорости образования новых образов возрастает в 1,15 раза. Наблюдается также рост показателя гибкости мышления.[21]
При сопоставлении данных, полученных по разным функциям, следует вывод о сильно выраженной гетерохронии в дошкольном периоде их становления. Важно отметить при этом опережающую роль образного мышления и воображения, которые характеризуются более быстрыми темпами развития по сравнению с возрастной динамикой всех других функций памяти, внимания, что, несомненно, имеет существенное значение для становления интеллекта и творческой личности.
Кроме психофизиологических функций, изучались осведомлённость, умение обобщать, словарный запас, аналитико-синтетические способности, конструктивные способности, пространственное мышление и обучаемость. Максимальный прирост при переходе от 5 к 6 годам наблюдается по показателю обучаемости - в 1,49 раза. Улучшается способность к обобщению, кроме того, возрастают показатели общей осведомлённости и конструктивных способностей.